Сергей Тимофеевич Кишкин | ||||||||||||||||
Дата рождения: | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения: | ||||||||||||||||
Дата смерти: | ||||||||||||||||
Страна: | ||||||||||||||||
Научная сфера: |
металловедение |
|||||||||||||||
Место работы: | ||||||||||||||||
Награды и премии |
|
Сергей Тимофеевич Кишкин (17 (30) мая 1906, Луганск — 3 мая 2002) — советский ученый в области металловедения.
Содержание |
Родился 30 мая 1906 года в Луганске.
В 1931 году закончил МВТУ (ныне МГТУ) им. Баумана по специальности металловедение. Специалист в области металловедения и создания новых высокопрочных и жаропрочных конструкционных материалов. Доктор технических наук (1940). Член-корреспондент Академии наук СССР по Отделению технических наук (металлургия и металловедение) с 10 июня 1960 г., академик по Отделению физикохимии и технологии неорганических материалов (конструкционные материалы и их обработка) с 1 июля 1966 г. Награжден золотой медалью им. Д. К. Чернова за цикл работ в области прочности и жаропрочности металлических материалов для авиакосмической техники (1984 г.).
Разработал броню для первого в мире плавучего танка ПТ-1. Важным этапом в истории авиационной брони явилось создание С. Т. Кишкиным и Н. М. Скляровым гомогенной стальной брони марки АБ-1, сочетавшей высокую стойкость против всех типов пуль стрелкового оружия калибра 7,62-7,92 мм с весьма высокой технологичностью. Закалка на воздухе и под штампом позволяла изготовлять детали двойной кривизны, сложных аэродинамических контуров. Используя свойства этой брони, Ильюшин создал штурмовик Ил-2 с цельно броневым фюзеляжем — «летающий танк», обеспечив практически полную его неуязвимость от стрелкового оружия того времени и в значительной степени от малокалиберных снарядов осколочного и фугасного действия[1].
Теоретические положения и эффективные методы, предложенные С.Т. Кишкиным, явились основой для разработки жаропрочных сплавов всех типов и видов, а также сталей и тугоплавких сплавов. Эти сплавы стали основными материалами в ракетных двигателях всех систем, начиная от прямоточных двигателей, жидкостных реактивных двигателей и кончая мощными ракетных двигателей для вывода космических кораблей, спутников и других ракетно-космических объектов.
В начале 1950х годов ВИАМ по предложению С. Т. Кишкина начал разрабатывать для лопаток турбин реактивных двигателей литейные жаропрочные сплавы, обладающие рядом преимуществ перед деформируемыми: можно ввести большее количество легирующих элементов, отливать полые охлаждаемые лопатки, скорость диффузии в литейных сплавах меньше, а стабильность структуры больше. Температурный уровень жаропрочности отечественных жаропрочных сплавов возрос с 800 до 1050 °C при напряжении 140 МПа за 100 ч[1]. Под его руководством создано целое семейство новых высокожаропрочных сплавов для монокристального литья турбинных лопаток всех типов двигателей гражданских и военных самолетов. Опубликовал десятки научных трудов.
Научная школа С.Т. Кишкина вырастила многих специалистов для предприятий авиационной промышленности. Более ста его учеников, защитили кандидатские и докторские диссертации.
Женат вторым браком на Софье Исааковне Ратнер (1913—1993), выпускнице МИСиСа, докторе технических наук. Сын Сергей 1957 года рождения, в 1980-е годы сотрудник ВИАМ, в настоящее время проживает в России. Внучка Кишкина Ирина юрист проживает в Москве.
Кишкин, Сергей Тимофеевич.