Бальдассаре Кастильоне | |
Baldassare Castiglione | |
Рафаэль. Портрет Кастильоне. 1514-1515. Лувр |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Казатико, близ Мантуи |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
писатель |
Годы творчества: |
с 1503 |
Направление: | |
Жанр: | |
Бальдассаре Кастильо́не, граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «О придворном», одного из самых знаменитых сочинений итальянского Возрождения.
Содержание |
Кастильоне родился близ Мантуи. В январе 1491 года, во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче д’Эсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле д’Эсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо Гонзага. Получил гуманистическое образование в Милане. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. В 1503 году впервые побывал в Риме; в составе свиты герцога Мантуанского сражался во франко-итальянских войнах; в октябре того же года участвовал в битве при Гарильяно. С 1504 года — на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо. В 1515 году королём Франции становится Франциск I; Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно. В 1516 году отправляется в ссылку в Мантую вслед за отстранённым от власти Франческо Марией делла Ровере.
С 1519 года на службе у Федериго Гонзага. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. В мае 1523 года в составе свиты Изабеллы д’Эсте путешествует в Падую и Венецию.
После избрания римским папой Климента VII (ноябрь 1523) был назначен папским нунцием в Испании, куда прибывает в марте 1525. К 1527 году относится острая полемика Кастильоне с секретарём императора Карла V Альфонсо де Вальдесом (братом известного мыслителя Хуана де Вальдеса). В знак высочайшего почтения к заслугам Кастильоне император предложил ему стать епископом Авильским, однако тот отклонил это предложение из-за неурегулированности взаимоотношений Карла V с папой.
После кончины Кастильоне (возможно, от бубонной чумы) мать перевезла его прах в Мантую. В соответствии с завещанием писателя Кастильоне похоронен рядом со своей женой в церкви Санта Мариа делле Грацие близ Мантуи. Надгробный памятник выполнен Джулио Романо.
Главное произведение Кастильоне — книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения.Начало работы датируется 1514 г.; первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция датируется 1524 (без посвящения); она была напечатана в Венеции в 1528 г. в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534, французский в 1537, английский — в 1561 году.
Кастильоне рассказывает о беседах, которые происходили при урбинском дворе в марте 1507 г. и в которых он сам не принимал участие, находясь в Англии. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо; ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббиена; сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи; будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи; известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры).
Книга соединяет в себе черты мемуаров, морального трактата или зерцала, а также очень распространенного в литературе Возрождения жанра диалога.
Кастильоне опирается как на античную, так и на ренессансную культурные традиции. Особенно часто он ссылается на Цицерона, Платона, Ксенофонта, Квинтилиана. Изложенная в книге концепция любви и красоты тесно связана с идеями ренессансного неоплатонизма, и прежде всего Марсилио Фичино. При этом суть произведения Кастильоне является принципиально новаторской.
Идеальный придворный у Кастильоне наделён всеми достоинствами совершенного, всесторонне образованного и утончённо воспитанного человека. Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. Герой Кастильоне умён и красив, широко эрудирован в самых разных областях знания, одарён творчески — поэтически и музыкально, наделён всевозможными добродетелями, скромен, приветлив и обходителен. Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. Идеальный придворный — само воплощение грации, гармонии, красоты, он эстетически совершенен. В этом образе придворного Кастильоне не только воплотил гуманистический идеал личности, он оказался в то же время и социально ограниченным средой и представлениями аристократической элиты, к которой принадлежит герой Кастильоне и в которой он живёт и действует.
|
|
Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай». Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508).
Бальдассаре кастильоне, портрет кастильоне бальдассаре.
Джоэл Сильвер, Шаблон:Иероглифы в тексте, Файл:Vladimir Putin 23 January 2008-6.jpg, Файл:Birthplace of Andrew Carnegie, Dunfermline.jpg, Пшеславице (Мехувский повят).