Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).
Протяжённость нефтепровода — 1510 км.
Мощность первой очереди — 28,2 млн тонн нефти в год, в том числе 22 млн тонн по нефти каспийского происхождения. Полная пропускная способность была достигнута к середине 2004 г. В ноябре 2004 года КТК начал принимать российскую нефть на Кропоткинской НПС в Краснодарском крае. Изначально проект разрабатывался с тем расчётом, что его первоначальная пропускная способность будет увеличена до 67 млн тонн нефти в год.
Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе Новороссийска и установить ещё одно выносное причальное устройство.
Год | Количество, млн т | Прирост, % |
---|---|---|
2005 | 30,5 | |
2006 | 31,118 | + 2 % |
2007[1] | 32,612 | + 4,8 % |
2010[2] | 34,9 | + 0,87 % |
Акционеры консорциума:[3]
В феврале — марте 2008 российские акционеры КТК отвергли предложение Chevron о начале финансирования проекта расширения КТК. Тем временем добыча на Тенгизском месторождении постепенно начинает превышать пропускную способность трубопровода КТК. В 2008 году оператор месторождения «Тенгизшевройл» предполагает добыть 25-26 млн тонн нефти (против ок. 14 млн тонн в 2007). В качестве альтернативного маршрута транспортировки тенгизской нефти в январе 2007 года «Тенгизшевройл», «Казмунайгаз» и Agip KCO (оператор месторождения Кашаган) достигли договорённости о создании Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) начальной пропускной способностью 25 млн тонн. ККСТ будет включать трубопровод Ескене—Курык, систему танкерных поставок из порта Курыка в Баку и далее трубопроводом Баку—Тбилиси—Джейхан.[4]
15 декабря 2010 года принято окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения механической мощности трубопроводной системы КТК до 67 млн. тонн нефти в год. Строительные работы должны начаться весной следующего года. Расширение планируется провести в три этапа, полностью завершив его в 2014 году. Проект расширения КТК предполагает строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (двух – на территории Республики Казахстан, восьми - в Российской Федерации), шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88 километров трубопровода на территории Казахстана. Стоимость расширения составит 5,4 млрд. долларов, основным источником финансирования расширения станут собственные средства КТК.[5]
Это заготовка статьи о Казахстане. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Каспийский трубопроводный консорциум уровень зарплат, каспийский трубопроводный консорциум годовой отчет.