Кавказ | |
Входные ворота акватории порта Кавказ | |
---|---|
местонахождение | |
Дополнительные сведения | |
транспортные развязки | |
ближайшая ж/д станция | |
Порт «Кавказ» — небольшой порт, расположенный на косе Чушка в Керченском проливе, в Темрюкском районе Краснодарского края России.
Содержание |
Порт построен в 1953 году. Основное назначение — обслуживание Керченской паромной переправы (линия порт «Крым» — порт «Кавказ»). Инфраструктура порта позволяла осуществлять перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных составов. Рядом с портом «Кавказ» была построена одноимённая железнодорожная станция «Кавказ», выполнявшая маневровые работы по формированию поездов и накатке вагонов на паром. Для защиты от волн и льда акваторию порта «Кавказ» окружили волнорезами.
Во времена СССР из порта «Кавказ» выполнялись рейсы пассажирских катеров до морвокзала в центре города Керчь.
В конце 1980-х годов из-за старения и износа используемых железнодорожных паромов сначала были прекращены перевозки пассажирских, а спустя несколько лет и грузовых составов. Функционирование автомобильно-пассажирского паромного сообщения при этом не прекращалось.
Перевозка грузовых вагонов возобновилась в 2004 году с приходом новых железнодорожных паромов и реконструкцией портовых сооружений.
В 1990-х — 2000-х годах грузооборот порта «Кавказ» значительно увеличился. Для вывоза за рубеж продукции нефтяной и химической промышленности построены терминалы по перевалке грузов — нефтяной (ООО «СВЛ-Трейдинг») и два химических (компаний ОАО «Порт-Кавказ» и ООО «Югхимтерминал»). Открытая перевалка химических веществ и удобрений привела к ухудшению экологической обстановки и росту числа заболеваний среди жителей посёлка Чушка, расположенного недалеко от порта. [1][2] Несмотря на установленные факты нарушений природоохранного законодательства, ОАО «Порт-Кавказ» продолжает заниматься перевалкой грузов химической промышленности.[3]
В 2007 году генеральный директор ОАО «Порт-Кавказ» Виктор Зеленский был задержан по обвинению в вымогательстве и получении коммерческого подкупа.[4]
В ноябре 2007 года во время сильного шторма в Керченском проливе произошло несколько происшествий с судами, в результате которых в воду попало порядка тысячи тонн нефтепродуктов.[5] Наибольший ущерб природному комплексу принес разлом и дальнейшее затопление речного танкера с мазутом «Волгонефть-139», принадлежавшего российскому пароходству «Волготанкер».[6] В районе порта «Кавказ», во время этого шторма, затонул сухогруз «Вольногорск» с грузом серы.
После распада СССР и превращения паромной линии в международную (Россия — Украина), в порту был организован пункт погранично-таможенного контроля. Железнодорожные перевозки осуществляет ООО «Аншип», дочернее предприятие группы компаний «АнРуссТранс» (Россия), автомобильные — Государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа» (Украина).
28 февраля 2009 года была открыта новая железнодорожная паромная линия — порт «Кавказ» (Россия) — Варна (Болгария), на которой работает паром «Авангард» (проект CNF06), вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром — «Славянин» (проект CNF09, вместимость — 50 вагонов). Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты, масло техническое, стекло и химические продукты. Всё это поступает в порт по железной дороге. Из Болгарии приходят сборные грузы и товары народного потребления, например конфеты и сладости.[7]
20 ноября 2011 года началась коммерческая эксплуатация паромной линии Зонгулдак (Турция) — порт «Кавказ». На линии работает паром «АНТ-2», вместимостью 80 автофургонов и 86 пассажиров. Рейсы выполняются 1 раз в неделю, время в пути 24 часа[8].
Летом 2010 года возобновились рейсы пассажирского катера от порта «Кавказ» до морвокзала города Керчь. Ожидается, что катер «Диспетчер Криштопа» будет ходить по этому маршруту три раза в день.[9]
21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, статьи которого предусматривают постройку моста через Керченский пролив[10][11]. Мост планируется построить к 2014 году.
Это заготовка статьи по географии Краснодарского края. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Керченский пролив | |
---|---|
Пролив | Соединяет: Чёрное море • Азовское море • Разделяет: Керченский полуостров • Таманский полуостров |
Географические объекты | Тузлинская коса (остров Тузла) • Коса Чушка • Таманский залив |
Населённые пункты | Керчь • Тамань • Чушка • Ильич |
Мысы Крымского берега | Фонарь • Ак-Бурун • Такиль • Еникале |
Мысы Кавказского берега | Мыс Тузла • Панагия • Ахиллеон |
Маяки | Еникальский • Камыш-Бурунский • Павловский • Ахиллеонский • Чушкинский передний • Чушкинский задний |
История | Боспорское царство • Тмутараканское княжество / Тмутаракань • История Керчи • Керченско-Феодосийская десантная операция |
Транспорт | Керченская паромная переправа • Порт Крым • Порт Кавказ • Мост через Керченский пролив E 97 Европейский маршрут E97: М-17 (Херсон—Керчь) + M25 (Керченский пролив—Новороссийск) |
Портал «Крым» • Портал «Чёрное море» • Проект «Крым» |
Кавказ (порт).