Иностранка | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
74 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0059313 |
«Иностра́нка» — комедия режиссёров Александра Серого и Константина Жука, снятая на Одесской киностудии в 1965 году.
Содержание |
Мадам Жубе́р родилась в Одессе, но вместе с родителями эмигрировала во время революции во Францию. Двадцать лет спустя она в качестве туриста возвращается снова в свой родной город, в сопровождении внучки Мадлен. На этом же пароходе совершает дружеский визит в Советскую страну юный аравийский принц Джафар. Мадам Жубер — модистка, ведущая скромное существование в Париже. По своим стопам собирается направить и внучку. Но всё же имет надежду на поправку своего материального положения. Она обращается к адвокату за помощью в получении компенсации за национализированный в свое время одесский дом её отца. В поисках юридической справедливости мадам Жубер оставляет свою внучку без присмотра на корабле. Не тратя времени на длительные ожидания девочка знакомится с учащимися 6-го класса одесской средней школы Толей и Алёшей. Мадлен музицирует за роялем, чем приводит в восторг ребят. Они предлагают ей прослушаться у известного профессора. Для этой встречи Мадлен отправляется на корабль, переодеться. Скучающий принц Джафар присоединяется к ребятам с целью поразвлечься. Мадлен и ребята успевают позагорать на Золотом пляже, устроить соревнования по пляжной борьбе, продавать по спекулятивным ценам мороженое, промокнуть под дождем, поучаствовать в переезде новосёлов… Все эти приключения происходят в поисках профессора, которого находят в пионерском лагере, во время подготовки широкомасштабного фестиваля талантов. Профессор убеждается в том, что вокальные данные у девочки достойны дальнейшего развития, и готов с нею заниматься, останься Мадлен в Одессе. Но времени до отправления парохода остается всё меньше, и иностранные гости спешат возвращаться. Тем временем мадам Жубер и Абдулла, придворный принца, поднимают на уши всю одесскую милицию в поисках пропавших ребят. Ажиотажу добавляет иностранный корреспондент Брекс, который собирается на пропаже принца сделать сенсацию в западных СМИ. Но, тем не менее, за считанные минуты до отправления ребят доставляют на корабль, который в вечерних сумерках отчаливает из Одессы.
Фильм был задуман как весёлая иллюстрация преимуществ пионерского детства в СССР, сложившись на волне популярного тогда среди советской молодёжи интереса к жизни в других странах. Именно поэтому главными героями фильма сделаны юная француженка Мадлен и юный аравийский принц Джафар, улизнувшие с туристического корабля ради приключений в Одессе. Юные иностранцы, воспитанные на капиталистической психологии собственничества, высокомерия и зазнайства, сталкиваются с психологией дружбы и коллективизма советского пионера. Торжествует, конечно, дружба и коллективизм. Несмотря на явственно читаемое пропагандистское содержание, фильм получился тем не менее лёгким и обаятельным. Конечно, свой вклад внесли такие выдающиеся комические актёры советского кино как Рина Зелёная, Евгений Весник и Сергей Филиппов, но работа режиссёров К.Жука и А.Серого тоже оказалась превосходной. Фильм сохранил светлое мироощущение весёлого беззаботного детства, да ещё на фоне лета, моря и одесских пляжей. Интересно, что в этом фильме джаз впервые получил доступ на экран советского кино, поскольку Александр Серый был большим его поклонником и использовал его в качестве музыкального сопровождения. В фильме появляется популярный в те годы вокально — инструментальный ансамбль «ГАЯ» под управлением Р. Бабаева Особой отметки заслужила 12-летняя Люда Шабанова, сыгравшая роль француженки Мадлен, музыкальной девочки, которой её новые друзья предлагают пройти прослушивание у их школьного учителя, профессора музыки (Е.Весник). Пока бабушка Мадлен (Р.Зелёная) пытается отыскать в Одессе адвоката для своих нелепых исков, Мадлен с друзьями и приключениями пробирается в пионерлагерь к профессору. Кульминационным моментом фильма становится сцена прослушивания Мадлен в классе у профессора. Фильм можно посмотреть только ради того, чтобы увидеть этот эпизод. Мадлен поёт профессору американскую шутливую песенку певицы Джонни Митчелл «Я сгораю от любви», что, конечно, вызывает у советского профессора здоровый идеологический протест. Но как поёт! 12-летняя девочка практически исполняет профессиональный номер, да ещё под аккомпанемент пионерского квартета, копирующего негритянский джаз-банд. Вместо воспитанной и изящной француженки вдруг на пару минут возникает эдакая американизированная Лолита, безудержный чертёнок с обертонами Луи Армстронга. Юмор эпизоду добавляет синкопирующий на рояле пионер в коротких штанишках. Видимо этот эпизод и предопределил судьбу фильма «Иностранка». Он был показан, кажется, всего лишь один раз, в 1965 году, но потом практически исчез из проката и на телевидении в советское время не транслировался. Несмотря на удачный дебют, Люда Шабанова видимо больше нигде в кино не снималась. В фильме прекрасно представлены улицы Одессы, дома, зелень и транспорт. Очень много сцен происходит на морском побережье и на воде. Особо рекомендуется этот фильм любителям водного транспорта, и прочих путешествий.
Это заготовка статьи о кинофильме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Иностранка (фильм).