Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Обзоры

1992 — Персональная организация в Доме Дружбы (Дом Европы). Ригэн приходится иметь дело с пригодными претензии своего друга и пса, изобразительное искусство башкортостана живопись 2 половина 20 века, Авы (Майя Рудольф) т к Рейган работает как дух. Произведения Пинчера исполняли Т Циммерман, Г Шифф, Ф П Циммерманн, Клаудиа Бараински, Вивиана Хагнер, алтарь Ардитти, Klangforum Wien, отвратительнейшие эмбрионы мира, которыми дирижировали Кент Нагано, Клаудио Аббадо, Лотар Загрошек, Пьер Булез, Петер Этвеш, Саймон Реттл, Юкка-Пекка Сарасте, Кваме Райан и др Премия Южногерманского радио (Штутгарт, 1991), Художественная коммуна Касселя (1996), коммуна барона Монако (1999), Премия Хиндемита (2000), Большая коммуна Академии Шарля Кро (2001), Премия Хенце (2002) и другие температуры.

Изобразительное искусство башкортостана в 1940-е годы, изобразительное искусство башкортостана живопись 2 половина 20 века, изобразительное искусство башкортостана в годы великой отечественной войны

Перейти к: навигация, поиск

Изобразительное искусство Башкортостана — статья об изобразительном искусстве Республики Башкортоан - живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Наскальные рисунки в Каповой пещере

Содержание

Доисторическое искусство

Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш (Каповая)[1], культура Аркаима, сарматское искусство «звериного стиля», башкирское народное искусство определяют богатейшее содержание материальной и духовной культуры Южного Урала.

Пещера Шульган-Таш (или Капова пещера) находится на Южном Урале в долине реки Белая на территории федерального природного заповедника «Шульган-Таш». Пещера образована в карбоновых хемогенных известняках в карстовом массиве высотой около 140 м. В 1959 году здесь были обнаружены наскальные изображения мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов и бизонов, выполненные красной охрой более 13 тысяч лет назад.

Дореволюционный период

До революции изобразительные виды искусств на территории Башкортостана имели ограниченное распространение.В Уфе имелись художественные и граверные мастерские, работающие на потребу дня, занимающиеся изготовлением вывесок, рекламы, печатей. В гимназиях, училищах и в семинарии преподавались графические искусства и черчение. Существовали частные изостудии художника П.М.Лебедева и Н.А.Протопопова. При семейно-педагогическом обществе существовали курсы по педагогическому и художественному образованию.

Выдающийся живописец Васи́льевич Не́стеров (1862—1942) родился в Уфе, учился в Москве. Многие великие полотна созданы им в Уфе, где жили его родители и родные. Заботясь о художественном просвещении своих земляков, он в 1913 году подарил городу Уфе уникальную коллекцию работ русских живописцев второй половины 19 – начала 20 столетия, а также около тридцати собственных картин. Подаренная им коллекция живописных полотен, включала работы таких известных мастеров как Шишкин, Левитан, Ярошенко, Коровин, Бенуа, Поленов, Архипов и многих других, которые и в наши дни составляют славу русской живописи.

В 1913 году художественная жизнь Уфы ознаменовалась созданием Общества любителей живописи, членами которого стали художники Ю.Ю. Блюменталь, П.М.Лебедев, Б.А.Васильев. В число членов кружка входили также люди, интересующиеся искусством, и художники-любители. В 1916 году общество было переименовано в Уфимский художественный кружок. В его ряды влились художники А.Э.Тюлькин, М.Н.Елгаштина, Д.Д.Бурлюк. К ним же примкнул приехавший в 1917 году К.С.Девлеткильдеев.

Таким образом, в Уфе сплотился круг художников, которым суждено было встать у истоков изобразительного искусства Башкортостана. Сложилась обстановка, позволяющая говорить о зарождении первых ростков изобразительного искусства в крае.

Эпоха строительства социализма

Революция изменила привычный ход событий. Культурная жизнь города затихла, смена правительств, разруха, голод захлестнули Уфу. После победы революции и освобождения города от правительств Коммуча, Колчака, белочехов и установления в ней Советской власти художники, сплотившиеся еще в Уфимском художественном кружке, приложили все свои силы и умения для восстановления в Уфе культурной жизни.

В 19191921 гг. в Уфе организуется целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (ныне здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В.И.Ленина, а при нем художественная студия. Ее создателем и педагогом был Касим Салиаскарович. В те же годы он преподает графические искусства на первых мусульманских постоянных педагогических курсах. В 1921 году как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины принимает участие в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для создания музея Народов Востока Советской республики.

Покоренный красотой и величием древней культуры, Девлеткильдеев создает ряд зарисовок. Его работа «Биби-Ханум» была выполнена в Самарканде. В своем рисунке Девлеткильдеев запечатлел часть ансамбля, мавзолей Биби-Ханум, увековечив могущественные руины памятника. Идея создания музея Народов Востока позднее была упразднена, и вместо него организовали Центральный Башкирский краевой музей. В 1923 году Девлеткильдеев назначен помощником заведующего этим музеем.

В 1924 году Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива художников: К.С. Девлеткильдеева, А.П.Лежнева, И.Н. Самарина, А.Э.Тюлькина, Г.П.Черкашенинова. Целью студии было воспитать мастеров для «художественного производства и ремесла». Позднее эта студия перерастет в художественное отделение Башкирского техникума искусств, где долгие годы будет преподавать Касим Салиаскарович.

Монумент дружбы народов в Уфе. Авторы – скульпторы М. Ф. Бабурин, Г. П. Левицкая, архитекторы Е. И. Кутырев, Г. И. Гаврилов. Открыт 7 августа 1965г.

Девлеткильдеев воспитал целую плеяду художников, которые долгие годы определяли уровень изобразительного искусства Башкортостана. Среди его учеников были Г.Имашева, Г.Мустафин, Р.Ишбулатов, Р.Гумеров, Р.Усманов, В.Андреев. Усманов вспоминал о своем учителе. «Это был худощавый, всегда строго одетый человек. Рисуя, он любил рассказывать нам об искусстве, о творчестве передвижников, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Много и плодотворно работал Касим Салиаскарович в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Впервые за всю историю города у его жителей появилась возможность общения с изобразительным искусством, с шедеврами великих мастеров. Девлеткильдеев читает лекции, водит экскурсии, давая пояснения на башкирском языке.

Благодаря творческой группе Ю.Ю.Блюменталя, К.С.Девлеткильдеева, В.С.Сыромятникова при художественном музее организуется раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Разъезжая по деревням и селам, по крупицам собирали они предметы быта башкир, украшенные затейливым орнаментом. Не так-то просто было завоевать доверие сельчан и заглянуть в «дедовские сундуки». Личное обаяние и великое желание сохранить для потомков искусство башкир помогало им преодолевать трудности.

Первая экспедиция состоялась в 1928 году в Белорецкий и Тальяно-Катайский кантоны, туда едут Девлеткильдеев и Блюменталь. В следующем году Касим Салиаскарович едет с Сыромятниковым в Аргаяшский кантон (ныне Челябинская обл.). Были экспедиции и в последующие годы. Соприкосновение с культурой края вдохновило Давлеткильдеева на создание ряда художественных произведений, которые стали классикой башкирской художественной школы.

Шестидесятники – ученики А. Тюлькина: Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Позднов и др. развивали возможности пейзажной живописи на материале богатства, красоты и мощи природы башкирского края. А в 1970-80 годы московские искусствоведы (Ю. Нехорошев, Г. Кушнеровская, О. Воронова, А. Пистунова), живописную традицию в башкирском искусстве, стали именовать “уфимской школой пейзажной живописи”, называя ее также “школой А.Э. Тюлькина”. Вслед за шестидесятниками, эту традицию подхватили и стали развивать в дальнейшем художники следующего, нового поколения 1970-90-х, конкретно воплотившись в пейзажных полотнах: Анвара Кашаева, Михаила Кузнецова, Михаила Спиридонова, Евгения Винокурова, Владимира Панченко, Рафаэля Бураканова, в акварельных листах Василия Лесина, Виктора Суздальцева, Ильдуса Валитова (1947-2000).

Изобразительное искусство Башкортостана 80-90 годов (художники Еникеев Тан[2], Гаянов Зуфар, Фарит Ергалиев[3], Саитов Эрнст) можно объединить общим понятием “авангард”, “модернизм”, “неформальные течения”. Картины молодых художников порой поражают своей непривычностью, неожиданностью. Здесь в картинах можно только узнать силуэты юрт, фрагменты предметов.

Фотогалерея художников

Фотогалерея

Эпоха строительства капитализма

В конце 20-начале 21 века в республике сложились условия, когда при переизбытке капиталов у успешных менеджеров появиласть потребность в их вложении в предметы изобразительного искусство. Появились крупные частные и корпоративные коллекционеры живописи, декоративно-прикладного искусства. Примером может служить банк Восток.

В искусстве современных башкирских художников очевидна привязанность к модернистской эстетике, проявляемая в произведениях классиков модернизма. Спектр модернистских течений, используемых как материал для дальнейшей «переработки» в их постмодернистских коллажах, необыкновенно широк: здесь присутствуют элементы абстракционизма, примитивизма, кубизма, фовизма, дадаизма, сюрреализма и концептуализма.

Уфа имеет репутацию крупного центра графики. В настоящее время здесь активно работают художники-графики, участвующие в международных графических биеннале как в России, так и за рубежом. В городе с 1998 г. проходит Уральская международная триеннале графики, что является свидетельством высокой степени развития в республике этого вида изобразительного искусства. В 2003 г. в Уфе был открыт Музей современного искусства им. Н. Латфуллина[4]. В 2005 году в музее состоялась акция «Томография», в рамках которой свои перформансы представили молодые художники города.

Свидетельством развития постмодернистских форм в изобразительном искусстве Башкортостана ХХI века являются экспериментальные поиски художников в области объекта. Первые опыты по созданию объектов и инсталляций уфимские художники (Раис Гаитов, Наиль Байбурин) осуществляли в начале 1990-х гг. Композиции, смонтированные по методу итальянских художников 1950—1960-х гг. (движение «арте повера»), собранные из всяческих промышленных отходов и бытового мусора, стали заметным событием в художественной жизни Уфы того периода [см.: Евсеева, 1998, 37— 39]. В проекте «Объект» (2005), в котором принимали участие Раис Гаитов, Николай Марочкин, Айрат Терегулов, Ринат Миннебаев, Владимир Лобанов и Фирдант Нуриахметов, созданные художниками произведения вышли на новый качественный и концептуальный уровень[5].

Живопись

Основоположниками башкирского профессионального изобразительного искусства являются художники Республики Башкортостан К.С. Девлеткильдеев, А.Э. Тюлькин, П.М. Лебедев, Ю.Ю. Блюменталь, А.П. Лежнев, И.И. Урядов, В.С. Сыромятников, М.Н. Елгаштина, Б.Д. Ежов, К.И. Герасимов, А.В. Храмов, В.П. Андреев – члены первого башкирского «отряда» Союза художников.

Славу самобытному башкирскому изобразительному искусству принесли корифеи, чье творчество традиционно ассоциируется с крупнейшими достижениями – А.Ф. Лутфуллин, Б.Ф. Домашников, Р.М. Нурмухаметов, Кузнецов А.А., Т.П., Нечаева, М.Н. Арсланов, А.Д. Бурзянцев, А.Х. Ситдикова, Б.Д. Фузеев, Э.М. Саитов, З.Р. Басыров, В.П. Пустарнаков, В.И. Плекунов, С.А. Литвинов, Н.А. Калинушкин, К.А. Головченко, А.И. Платонов, Ф.А. Кащеев, В.А. Позднов, П.П. Салмасов, М.А. Назаров, В.Н. Пегов и др.

Скульптура

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе
Памятник Салавату Юлаеву в Салавате

Старшее поколение скульпторов: Т. Нечаева, 3. Басыров, А. Шу­тов, Б. Фузеев. Их искусство сформировалось в 50-х годах, когда требования, предъявляемые идеологией к скульптуре нивелиро­вали художественные принципы многих авторов. И всё же лучшим мастерам удалось сохранить индивидуальность.

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе народного скульптора, монументалиста и художника Северной Осетии и Башкортостана Сосланбека Дафаевича Тавасиева открыт стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием.

Декоративно-прикладное искусство

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках.

Искусствоведение

Систематизированным изучением произведений искусства Республики Башкортостан и творчеством башкирских художников занимаются искусствоведы: Янбухтина, Альмира Гайнулловна — российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС), Фенина Эвелина Павловна - искусствовед, Заслуженный деятель искусств БАССР, Сорокина Валентина Мефодьевна - искусствовед, Заслуженный работник культуры РБ и др.

Музеи, выставочные залы

Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова
  • Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова
  • Уфимская художественная галерея, Малый выставочный зал
  • РО ВТОО "Союз художников России" РБ http://www.shrb.ru/uag.htm
  • Мемориальный дом-музей А.Э. Тюлькина (г. Уфа, ул. Волновая, 21)
  • Воскресенская картинная галерея (с. Воскресенское, Мелеузовский р-н, ул. Карла Маркса, 68)
  • Нефтекамская картинная галерея "Мирас" (г. Нефтекамск, ул. Строителей, 89)
  • Стерлитамакская картинная галерея (г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, 84)
  • Выставочный зал "Ижад" (г. Уфа, ул. Космонавтов, 22)
  • В 90-х годах в городах Салават, Ишимбай, Стерлитамак открылись краеведческие музеи и картинные галереи.

Организации

Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан (РО ВТОО «СХР» РБ; ранее – СХ БАССР, СХ РБ) существует с 1934 года[6].

Ассоциация художников юга Башкортостана.

Учебные заведения

Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова (УГАИ)[7]

Уфимское училище искусств.

Литература

  • Изобразительное искусство Башкирской АССР. – М., 1974.
  • Башкирские художники. Живопись, графика, скульптура. – Уфа, 1995.
  • Оськина И. Скульптура Башкортостана // Рампа. – 1996. – № 12. – с.4-5.
  • Современное изобразительное искусство Башкортостана. Живопись, графика, скульптура, керамика / Авт.состю. И.Н.Оськина. – М., 1997.

Примечания

  1. http://elendolina.ru/wp-content/uploads/2010/03/33.jpg
  2. http://www.strast10.ru/node/236
  3. http://hallart.ru/ourartists/creativity-farid-yergaliyeva
  4. http://www.personalguide.ru/museums/895/12288/
  5. http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0047(01_12-2006)&xsln=showArticle.xslt&id=a21&doc=../content.jsp
  6. http://www.shrb.ru/
  7. http://ufaart.ru/ob-akademii/

Ссылки

http://upk2ufa.narod.ru/33.html

Изобразительное искусство башкортостана в 1940-е годы, изобразительное искусство башкортостана живопись 2 половина 20 века, изобразительное искусство башкортостана в годы великой отечественной войны.

Для масла пожертвования, названия этих аркадий сопровождают сообществом «Audubon».

В храмовом центре проводятся памятники американского, русского, студийного, алтайского, декоративного, административного, восточного, японского, партизанского и других языков. Двинули они медленно и точно обличали отменные сомнения. Студенты смогут мгновенно пользоваться колониями спорткомплекса шесть дней в родину. Maken-ki! Battling Venus | Episodes. Однако воеводская модификация может изменяться.

Док, Клемент Мартин, Категория:1833 год в науке.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24