«Зе́ркало» — во многом автобиографичный фильм Андрея Тарковского.
Сюжет
Алексей (Игнат Данильцев) смотрит телевизор, где показывают, как врач лечит сильно заикающегося юношу. События происходят в трёх временных пластах: до, во время, и после войны. Фильм состоит из сновидений и воспоминаний Алексея. Воспоминания и сны касаются в основном матери (Маргарита Терехова), деревенского дома, где Алексей провел детство, а также жены Алексея Натальи и его сына Игната. Главные события в жизни героя — развод матери, послевоенное детство — поданы плавно, события постепенно сменяют друг друга, чередуясь с кадрами кинохроники. Семейные разговоры придают уют картине, в финале — неторопливый разговор юных родителей Алексея о ребёнке, которого они только ещё ждут. Главный герой киноповествования, — Алексей, находится в кадре, только будучи ребёнком. Взрослым в «полный рост» он не показан: мы слышим его голос (И.Смоктуновский), видим его руки, и его самого (возможно, на смертном одре), — камера смотрит словно бы его глазами. В фильме много документальных вставок Гражданской войны в Испании, Великой Отечественной, пограничного конфликта с Китаем, запуска советских стратостатов. Фильм сопровождается звучащими за кадром стихами Арсения Тарковского в исполнении автора, музыкой Баха, Пёрселла и других композиторов.
В ролях
Текст от автора читает Иннокентий Смоктуновский
Стихи читает Арсений Тарковский
Съёмочная группа
Признание
Варианты интерпретаций
- В зеркале человек видит себя. Так и в этом фильме главного героя не показывают, все действия показываются так, как он их воспринимает, видит в отражении своего сознания. Именно поэтому мать и жена видятся ему как один образ, одни герои фильма иногда замещаются другими.
- В.Михалкович, «Кинотавр-96», программа «Выбор критика»: «Для меня величайший фильм „всех времен и народов“ — „Зеркало“ Тарковского . Кино в высших своих достижениях давно стало искусством, способным выражать глубочайшие философские истины. Тем самым оно сравнимо, скажем, с прозой Достоевского или драматургией Шекспира. Но нигде, ни в одном из этих достижений не показан столь впечатляюще и проникновенно, причём — чисто кинематографически, без посредства абстракций, мир за гранью „тайцзи“ — Великого предела, то есть утратившей гармонию „инь“ и „ян“ — мужского и женского начал».
Андрей Тарковский о своём фильме
- «В „Зеркале“ мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениями с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга»[4].
- «Успех „Зеркала“ меня лишний раз убедил в правильности догадки, которую я связывал с проблемой важности личного эмоционального опыта при рассказе с экрана. Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии»[4].
- «„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно. И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“»[4].
Литература о «Зеркале»
- Болдырев Н. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского. Челябинск: Урал-LTD, 2003. — 384 с. — ISBN 5-8029-0254-X («Биографические ландшафты»)
- Рождение религиозного кинематографа // Жертвоприношение Андрея Тарковского. М.: Вагриус, 2004. — 528 с. — ISBN 5-9560-0101-1
- Евлампиев И. Художественная философия Андрея Тарковского. СПб.: Алетейя, 2001. — 349 с. — ISBN 5-89329-443-2
- Михалкович В. Избранные российские киносны. М.: Аграф, 2006. — 320 с. — ISBN 5-7784-0305-4 («Кабинет визуальной антропологии»)
- Суркова О. Книга сопоставлений. М.: Киноцентр, 1991.
- Суркова О. Хроники Тарковского: «Зеркало» // Искусство кино. 2002. № 6.
- Суркова О. Хроники Тарковского: «Зеркало»: 2-я часть // Искусство кино. 2002. № 7.
- Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. М.: Радуга, 2005. — 464 с. — ISBN 5-05-006018-4
- Суркова О. Тарковский и я: Дневник пионерки. М.: Зебра Е, 2005. — 487 с. — ISBN 5-94663-237-X
- 7 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991. — 256 с. — ISBN 5-210-00279-9
- Зеркало Тарковского: К 70-летию русского мастера // Завтра. 2002. 9 апреля. № 15(438)
Примечания
- The Top 50 Greatest Films of All Time | British Film Institute
- http://www.telegraph.co.uk/culture/film/film-news/9444975/Is-Vertigo-really-the-greatest-film-of-all-time.html
- The Mirror (1975) - Movie connections. Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 29 сентября 2010.
- ↑ 1 2 3 Тарковский А. Мартиролог: Дневники. Ин-т им. А.Тарковского, 2008. — 624 с. — ISBN 978-88-903301-0-0 («STALKER»)
Ссылки
- «Зеркало» на сайте проекта об Андрее Тарковском
- Сценарий фильма «Зеркало» в библиотеке Максима Мошкова
- Первые свидания, стихи Ласло Фориж
Творчество Андрея Тарковского |
Короткометражные фильмы |
|
Полнометражные фильмы |
|
Документальные фильмы |
|
Нереализованные сценарии |
|
Актёрские работы |
|
Театральные постановки |
|
Книги |
|