Старая Карельская железная дорога (фин. Karjalan rata) между Выборгским вокзалом и Йоэнсуу с колеёй 1524 мм, соединяющая станции Йоэнсуу, Сортавала, Хийтола, Каменногорск и Выборгский вокзал. Железная дорога была построена на территории Великого Княжества Финляндского. В 1940-х гг. данная железная дорога южнее ст. Нийрала была передана Финляндией СССР согласно Московскому мирному договору, по результатам Советско-финской войны (1939—1940). На сегодняшний день большая часть пути расположена в Ленинградской области на Карельском перешейке, в Республике Карелия (Северное Приладожье) и в финской провинции Северная Карелия. Участок пути Маткаселькя — Йоэнсуу, проходящий через границу, используется для грузового движения, дорогу отремонтировали, уложили бесстыковой путь на бетонных шпалах. На сегодняшний день часть железной дороги, расположенная на территории России, входит в состав Санкт-Петербургского и Петрозаводского отделений Октябрьской железной дороги.
Содержание |
Решение о строительстве железной дороги длиной 311 км от Выборга до Йоэнсуу было принято в 1888 году. Работы по строительству были начаты в 1890, сразу после окончания работ по строительству железной дороги Савония.
Железная дорога от Выборга, через Антреа (Каменногорск) до Вуоксенниска (длиной 79 км) была завершена в ноябре 1892 года, от Антреа до Сортавалы (длиной 139 км) в ноябре 1893 года, и от Сортавалы до Йоэнсуу (длиной 132 км) в октябре 1894 года. На сооружении дороги в 1892 году работало 6000 человек[1].
Прямое сообщение между станциями Хийтола и Финляндским вокзалом в Санкт-Петербурге было открыто в 1917 году, через железную дорогу Рийхимяки-Санкт-Петербург (см. Железная дорога Санкт-Петербург — Хийтола).
Бомбардировка станции Элисенваара 20 июня 1944 года, во время Войны-продолжения, была самой сильной в финской истории; более сотни человек были убиты во время бомбардировки поезда с беженцами, эвакуировавшимися в Финляндию. [2]
После Второй Мировой Войны Карельский перешеек и т. н. «Ладожская Карелия» вместе с населёнными пунктами Выборг, Хийтола, Элисенваара и Сортавала (Сердоболь) были переданы СССР, и большая часть станций железной дороги оказалась на советской стороне границы. Согласно Московскому мирному договору, подписанному 12 марта 1940 года, финляндское правительство передало Советскому Союзу 240-километровый участок железной дороги Выборг — Антреа — Хийтола — Яаккима — Сортавала — Маткаселькя — Вяртсиля. Только 71-километровый участок Йоэнсуу — Нийралаа остался на территории Финляндии.
В начале 1950-х годов финское правительство распорядилось построить новую железную дорогу, которая, начинаясь на станции Иматра, соединялась с северной железной дорогой в Саканиеми.
После Второй Мировой Войны участок Антреа — Энсо длиной 26 км был передан СССР. По состоянию на 2007 год, правительством Ленинградской области обсуждался проект по сооружению дополнительных путей для товарных составов вдоль северного берега реки Вуоксы между станциями Каменногорск и Лосево с передачей их в ведомство железной дороги Санкт-Петербург-Хийтола для доставки сырой нефти в порт Приморск по линии Санкт-Петербург-Выборг.
В России данная железная дорога используется, в основном, для перевозки нефти к портам Финского залива, а также древесины и железной руды из Карелии.
Дорога выборг светогорск состояние 2023, дорога выборг каменка, дорога выборг каменногорск, дорога выборг светогорск федеральная.
Multics, Всенародное голосование по Конституции России, Файл:The Portland Cement Company Nesher 058.jpg.