Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Елисеев, Владимир Степанович

Перейти к: навигация, поиск
Владимир Степанович Елисеев
Дата рождения

19 июля 1923({{padleft:1923|4|0}}-{{padleft:7|2|0}}-{{padleft:19|2|0}})

Место рождения

д. Лукино ныне Старожиловский район, Рязанская область

Дата смерти

7 января 2003({{padleft:2003|4|0}}-{{padleft:1|2|0}}-{{padleft:7|2|0}}) (79 лет)

Место смерти

пос. Чкаловский (в черте города Щёлково), Московская область

Принадлежность

СССР СССР, Россия Россия

Род войск

Авиация

Годы службы

1941-1977

Звание

полковник

Сражения/войны

Советско-финская, Великая Отечественная война

Награды и премии
Медали

Влади́мир Степа́нович Елисе́ев (род. 19 июля 1923, д. Лукино ныне Старожиловский район, Рязанская область — ум. 7 января 2003, пос. Чкаловский (в черте города Щёлково), Московская область, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве) — советский лётчик, полковник, участник Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации (1996). В годы Великой Отечественной войны командир истребительной авиационной эскадрильи 67-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Биография

Родился 19 июля 1923 года в деревне Лукино ныне Старожиловского района Рязанской области, провел там детство, окончил 9 классов средней школы, после приехал в Москву, поступил на работу слесарем в Московский авиационный институт, а затем стал его студентом. Одновременно с 1939 года занимался в Тушинском аэроклубе[1]. Отец — Степан Павлович (1892—1975), мать — Федосья Ивановна (1898—1985)[2].

С апреля 1941 года — в Красной Армии. Окончил Остафьевскую (с 1941 — Вязниковская) военную авиационную школу пилотов в 1942 году. Служил в 22-м запасном авиационном полку в Ивановской области.

С мая 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Западном, 1-м Белорусском фронтах. Воевал на истребителях «Харрикейн», Р-39 «Аэрокобра»[3], Р-40 «Киттихаук». Всю войну прошёл в составе 436-го истребительного авиационного полка.

За неполные три года пребывания на фронте был лётчиком, заместителем командира и командиром истребительной авиационной эскадрильи. Первую победу одержал в годовщину Великой Отечественной войны, 22 июня 1942 года: утром повредил немецкий самолёт, а во втором боевом вылете в тот же день сбил истребитель Bf-109, зашедший в хвост ведущего лётчика. При самостоятельном патрулировании станции Чернянка 1 июля 1942 года обнаружил и сбил бомбардировщик He-111. Принимал участие в оборонительных сражениях лета 1942 года севернее Воронежа, где его самолёт дважды сбивали, причём в первый раз истребители расстреливали спускавшегося на парашюте лётчика из пулеметов, но он отделался лёгким ранением (отказался от госпиталя), и сразу вернулся в строй. Во второй раз он выбросился на парашюте над вражеской территорией, и добирался к своим 10 суток по степи.

Участвовал в Сталинградской битве, Демянской наступательной операции, в Курской битве (там сбил 2 вражеских самолёта), Белорусской, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях.

Самым успешным оказался последний боевой вылет 9 мая 1945 года в районе южнее Берлина, когда Елисеев в паре с ведомым обнаружил группу немецких истребителей, очевидно, пытавшихся перелететь на запад для сдачи в плен союзникам, и без потерь сбили 6 «Фокке-Вульфов-190» врага[2].

Всего в 1942—1945 годах Владимир Елисеев совершил 256 боевых вылетов, в 67 воздушных боях сбил 14 самолётов врага лично и 7 — в группе. Сам за время войны был сбит трижды, несколько раз легко ранен.

После окончания войны продолжал службу в армии, в 1945—1946 годах обучался на лётно-тактических курсах ВВС в Липецке, после их успешного окончания служил в истребительной авиации ВВС Южной группы войск (Румыния, Болгария). С 1947 года — инспектор истребительной авиационной дивизии по технике пилотирования в Дальневосточном военном округе. В 1950 году переведен на должность лётчика-испытателя в Государственный Краснознаменный Научно-исследовательский институт ВВС, где служил до увольнения в запас в 1977 году.

Провёл испытания по запуску двигателей МиГ-15, Миг-17 и Як-23, испытания по исследованию устойчивости двигателей при стрельбе, госиспытания Ми-6 на авторотации (1963; 2-й пилот), госиспытания Ка-25 (1965—1967) и Ми-24В (1971); участвовал в госиспытаниях Ми-6 (1962), В-12 (1969). Выполнил ряд испытательных работ на Ан-24, Ми-4, Ми-8, Ту-4, Ту-16. Успешно летал как на самолётах, так и на вертолётах, в частности испытывал противолодочный Ка-25 и один из самых распространённых боевых вертолётов Ми-24. Всего за период службы в НИИ ВВС освоил и испытал около 60 типов и модификаций крылатой и винтокрылой техники.

С 1977 года — в отставке. Работал инженером в ОКБ П. О. Сухого. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области.

Указом Президента Российской Федерации № 1331 от 6 сентября 1996 года было реализовано написанное ещё в 1945 году представление Елисеева к званию Героя — «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» полковнику в отставке Елисееву Владимиру Степановичу присвоено звание Героя Российской Федерации (медаль № 345).

Умер 7 января 2003 года в пос. Чкаловский. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 5).

Звания и награды

Награждён 3 орденами Красного Знамени (8.06.1943, 6.08.1944, 16.06.1945), орденом Александра Невского (6.02.1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), 4 орденами Красной Звезды (30.01.1943, 30.12.1956, 16.10.1957, 27.04.1977), 15-ю[2] медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги» (17.05.1951).

«Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (17.08.1970). Военный лётчик 1-го класса[4]. Герой Российской Федерации (06.09.1996)[5][6].

Семья

Жена — Елисеева Валентина Иосиповна (1926 г. рожд.). Сыновья: Михаил Владимирович (1947 г. рожд.), военнослужащий; Юрий Владимирович (1954 г. рожд.), военнослужащий[2].

Воздушные победы

Дата Противник Место ведения воздушного боя
22.06.1942 г. 1 Ме-109 Большая Шапковка
22.06.1942 г. 1 Ме-109 Купянск
23.06.1942 г. 3 Ме-109 (в группе 3/7) Купянск
23.06.1942 г. 3 Ju-87 (в группе 3/7) Купянск
29.06.1942 1 Ju-88 Березовка
01.07.1942 1 Не-111 Верхняя Михайловка
01.07.1942 1 Не-111 Михайловка
04.12.1942 1 Ме-109 сев. — зап. Горки
06.01.1943 1 Ме-109 (в группе — 1/6) Ольховец
02.08.1943 1 FW-190 Нежинка — Красниково
03.08.1943 1 Ju-87 Гнездилово — Волчьи Ямы
30.06.1944 1 FW-190 Замостье
19.04.1945 1 FW-190 юго — вост. Вернойхеэ
19.04.1945 1 FW-190 сев. Гильсдорф
20.04.1945 2 FW-190 Бирхольц
23.04.1945 1 FW-190 юго — вост. Эберсфельде
  • Воздушные победы приведены в соответствии с данными М. Ю. Быкова[7][4]. Итого сбито — 21, из них лично — 14, в группе — 7; воздушных боёв — 67.

Примечания

  1. Елисеев Владимир Степанович
  2. ↑ ЕЛИСЕЕВ Владимир Степанович
  3. Асы ВВС РККА, летавшие на истребителях «Аэрокобрах»
  4. ↑ Елисеев Владимир Степанович
  5. Владимир Елисеев
  6. Елисеев, Владимир Степанович. Cайт «Герои Страны».
  7. Быков М. Ю. Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов. — М.: Яуза.Эксмо, 2008. — С. 356 - 357. — 608 с. — ISBN 978-5-699-30919-1.

Литература

  • Заслуженные испытатели СССР / А. А. Симонов, — М.: Авиамир, 2009
  • Владимир Степанович Елисеев / В.Раткин, «Мир авиации» № 3 (20) 1999
  • Сокол с берегов Итьи / М. Л. Попович, «Автограф в небе»
  • Елисеев Владимир Степанович / «Солдаты ХХ века»

Елисеев, Владимир Степанович.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24