Дорога на столбах или Эльмановская дорожка на столбах — первый монорельс в мире. Появился в России в 1820 году [1] (по другим сведениям — в 1836 году [2]).
Содержание |
Житель села Мячково в Подмосковье — инженер мещанского сословия (по другим сведениям — механик [3]) Иван Эльманов (по другим сведениям — Лев Эльманов) в 1820 (или 1836) году построил конструкцию, получившую название Дорога на столбах. В результате Эльманов снискал себе славу местного Кулибина. Правда, ему не удалось найти инвесторов для строительства дорог по своей системе, и впоследствии пришлось прекратить работу над этой идеей. Настоящее строительство таких дорог началось лишь век спустя.
По верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади, находившиеся по обе стороны бруска.[1] По другому описанию, вагонетки были подвешены к балке, а лошади, тянувшие их, шли по земле. [4]
Длина конструкции составляла несколько десятков саженей.[5]
Реального применения дорога не имела и носила показательный характер — была первым прототипом монорельсовой дороги. Но интересно, что к данной конструкции проявили интерес в торгово-промышленных кругах — например, был проект использовать её в Крыму для перевозки соли.
Независимо от русского изобретателя, монорельс схожей конструкции был изобретён в Великобритании. Генри Робинзон Пальмер запатентовал своё изобретение 22 ноября 1821 года. В 1824 году в Великобритании был построен первый действующий монорельс. Он использовался на военно-морской верфи исключительно для перевозки грузов.
Это заготовка статьи о железных дорогах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Дорога на столбах.