До́лгая счастли́вая жизнь (2004) — музыкальный альбом российской рок-группы «Гражданская оборона». Первая часть дилогии «Долгая счастливая жизнь/Реанимация».
Содержание |
Альбом стал первым после «Невыносимой лёгкости бытия» альбомом, содержащим собственные песни группы. Источником вдохновения для альбома послужило попадание Егора Летова в реанимацию. Идеей нового цикла из 28 песен стали пограничные состояния человека:
Это состояние войны. Состояние невиданных страстей, чувственного, энергетического, духовного, психологического, физиологического, ментального кошмара. Эдакой войны, превозмогания бытия. Абсолютно экстремальное состояние.— Егор Летов.[1]
Альбом был записан более жестким звуком, чем предыдущий «Звездопад». По словам Летова звук был сделан более простым, без музыкальных «изысков», чтобы не усложнять восприятие материала.[2]
Чёрное знамя, упомянутое в песне принято ассоциировать с анархистами. Свои взгляды Летов прокомментировал так:
На самом деле я как был анархист, так им и остался. Другое дело, что теперь меня куда больше занимает экологический аспект современного анархизма, скажем так — экологический анархизм, я в эту сторону двинулся.— Из интервью журналу «Rolling Stone Russia».[3]
Песня сочинялась примерно год и изначально была очень длинной композицией из множества частей, которые впоследствии распались на отдельные фрагменты внутри песни. Поводом для написания песни послужило воспоминание Летова о том, как Константин Рябинов гадал на книге предсказаний И-Цзин. Ему выпала гексаграмма № 33 «Бегство». Так же Летов хотел назвать и саму песню, но отказался от этого варианта из-за ненужного пафоса. Первая композиция Гражданской обороны прозвучавшая в эфире «Нашего Радио».
Песня была написана последней в цикле песен «Долгая счастливая жизнь/Реанимация». Ранние названия песни «Простая песня» и «Песня для совсем детей».[4]
Кавер-версия песни Андрея Машнина. Появление её в альбоме Летов прокомментировал так:
…она меня поразила жутким соответствием тому, что я сам бы хотел выразить за последние годы. <…>А «Айя» это вообще как бы сжатый манифест, концентрированная реакция на всё в последнее время происходящее, на то, что касается непосредственно ТЕБЯ каждый час.— Егор Летов. Из ответов на вопросы посетителей официального сайта группы.[2]
Гитарное соло обыгрывает похоронный марш Шопена. Песню называли самым слабой кавер-версией Летова[5] а в рецензии на портале «Наш Неформат» прямо советовали забыть о четвёртой песне альбома.[6]
Название песни отсылает к японскому театру кабуки, который характерен своей условностью. Также в песне упоминается детская передача телепузики. Раннее название песни «Песня Барсука».[4]
Композиция перекликается с ранним стихотворением Летова.[7] Строки песни
Здесь даже птицы не поют Да и деревья не растут Лишь только мы к плечу плечом всё прорастаем в нашу землю... |
отсылают к известной советской песне «Нам нужна одна победа».
На вопрос, кто такие «белые солдаты» Летов дал такой ответ:
Когда говорится «Белые Солдаты» или тому подобные вещи, это не загадки «кто бы это угадай», и не какое-то вещество (как некоторые думают), и не мумий-троллевская галиматья, это натуральные Белые Солдаты. Кто понимает — тот понимает, и улыбается среди войны.— Егор Летов. Из ответов на вопросы посетителей официального сайта группы.[2]
Песня была написана после очередного нахождения Летова в реанимации. В песне Летов описывает состояние вынужденного отказа от алкоголя и наркотиков.[8] Песню он характеризовал как одно из самых страшных своих произведений: «Долгая счастливая жизнь. Это то, когда праздников нет. Каждый день праздников нет. Это будет долгая счастливая жизнь. Это страшно».[9] По словам Летова, одноименный фильм Шпаликова не был источником вдохновения для песни. В песне упоминается роман-антиутопия Рэя Бредбери «Марсианские хроники».
Песня была второй композицией Гражданской обороны появившейся в эфире «Нашего радио». Несколько недель занимала первое место в хит-параде «Чартова Дюжина» и заняла девятое место в итоговом хит-параде 2005 года.
В 1990 году Летов так охарактеризовал свое отношение к любви:
Любовь для меня… У меня такое чувство, что любить кого-то невозможно. Любить — это как дышать. Это такой процесс, который направлен в никуда. Просто идёт через тебя такой поток. Такое озарение я испытывал несколько раз в жизни. За это потом приходится очень дорого платить. Разные там депрессии. Очень тяжело. По настоящему, любовь — это когда тебя вообще нет. Я это и Богом называю. Я просто могу объяснить то, что я испытывал. Меня как бы вообще не было. Я был всем и через меня хлестал какой-то поток. Это была любовь. Я не могу сказать, что я любил кого-то или что-то. Это была просто любовь. Как весь мир. Я и был всем миром— Егор Летов. Из интервью журналу «Периферийная нервная система»[10]
Летов поставил эту песню в один ряд с такими известными песнями как «California Dreamin’» группы «The Mamas & the Papas» и «Yesterday» группы «The Beatles». Образ «смертельной истребительной дороги все на север» взят из романа Ганса Эриха Носсака «Спираль».[11] Другое название песни «Песня о большой любви».[4]
Летов декламирует стихотворение на фоне инструментальной композиции. Название песни — отсылка к приказу № 227 от 28 июля 1942 года («Ни шагу назад!») Народного комиссара обороны СССР времен Великой Отечественной войны. Поводом для создания песни был увиденный Летовым документальный фильм о штрафных батальонах.[11] Песня была написана с 26 по 27 декабря 2002 года и завершена 18 февраля 2003 года. Первоначальное название песни «Отрывок № 2».[4]
Строчка «промах Акелы» отсылает к сборнику рассказов Редьярда Киплинга «Книга джунглей».
Завершает альбом композиция из двух частей, сходная по структуре с песней «Невыносимая лёгкость бытия» с одноименного альбома. Название песни возможно является отсылкой к известной композиции «Break on Through (To the Other Side)» (рус. Прорывайся [на другую сторону]) группы «The Doors» с их дебютного альбома.
В первой части Летов присваивает каждому дню недели свой собственный цвет: понедельник — белый, вторник — зеленый, среда — желтоватая, четверг — фиолетовый, пятница — оранжевая, суббота — чёрно-красная, воскресенье — голубое. Максим Семеляк вспоминал, что Летов советовал не преувеличивать значение различных стимуляторов творчества (как алкоголя и наркотиков, так и музыки, кино и книг), называя их всего лишь помощниками в достижении цели: «С их помощью, говорил Егор, ты на другой берег перейдешь, а дальше — сам. Дальше — пешком».[12]
Инструментальная композиция схожая по мелодике с композицией «Об отшествии преподобнаго» с альбома «Сто лет одиночества». Сам Летов так прокомментировал свое отношение к инструментальным композициям
Мне вообще больше свойственно писать инструментальную музыку. Если бы я мог выразить то, что хочу, чтобы было понятно, я вообще бы писал только инструментальную музыку и сопровождал видеорядом <…> Но<…> приходится говорить какие-то слова. Пришлось научиться выражаться красиво и здорово. При этом моя поэзия как таковая — это по сути тоже музыка с видеорядом. Ибо словами невыразимо то, что должно быть выражено. Слова сами по себе — дрянные костыли.— Егор Летов. Из ответов на вопросы на официальном сайте группы.[13]
Альбом был встречен с большим интересом музыкальными критиками. Большинство из них встретили альбом положительно.
Слова и музыка всех песен Егор Летов, кроме № 4 (слова и музыка — Андрей Машнин).
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «На хуй» | 3:53 |
2. | «Без меня» | 5:35 |
3. | «Извне» | 2:15 |
4. | «P.S.Сам (Айя)» | 4:14 |
5. | «Кабуки» | 3:11 |
6. | «Ангел устал» | 4:06 |
7. | «Белые солдаты» | 1:29 |
8. | «Долгая счастливая жизнь» | 5:23 |
9. | «Чужое» | 2:56 |
10. | «Вселенская большая любовь» | 6:00 |
11. | «Приказ № 227» | 3:22 |
12. | «Песня о большом прожорище» | 3:21 |
13. | «На той стороне, На другом берегу» | 7:28 |
Записано и сведено Е.Летовым, Н.Чумаковой и А.Чеснаковым в ГрОб-студии: март 2003-июнь 2004.
Мастеринг: Н.Чумакова
Гражданская Оборона | |||||
---|---|---|---|---|---|
Егор Летов • Наталья Чумакова • Александр Чеснаков • Павел Перетолчин Константин «Кузя УО» Рябинов • Игорь «Джефф» Жевтун • Аркадий Климкин • Олег «Манагер» Судаков • Янка Дягилева • Дмитрий Селиванов • Сергей Летов • Александр «Иваныч» Рожков • Евгений «Джексон» Кокорин • Аркадий Кузнецов • Евгений «Махно» Пьянов • Олег «Бэби» Лищенко • Евгений «Эжен» Лищенко • Валерий «Вэл» Рожков • Сергей Зеленский • Евгений «Дабл» Деев • Игорь Старовартов • Андрей «Босс» Бабенко • Анна «Нюрыч» Волкова • Александр «Призрак Оперы» Андрюшкин |
|||||
Дискография |
|
||||
Песни | Всё идёт по плану • Про дурачка • Самоотвод | ||||
Связанные проекты | Егор и Опизденевшие • Коммунизм • Посев • Русский прорыв |
Долгая счастливая жизнь (альбом).