«Дойчланд» «Лютцов» |
||
---|---|---|
«Deutschland» «Lützow» |
||
|
||
Тяжёлый крейсер «Дойчланд». 1936 год | ||
Основная информация | ||
Тип | Тяжёлый крейсер | |
Государство флага | Германия | |
Принадлежность | Кригсмарине | |
Строительство начато | 5 февраля 1929 года | |
Спущен на воду | 19 мая 1931 года | |
Введён в эксплуатацию | 1 апреля 1933 года | |
Выведен из состава флота | 4 мая 1945 года | |
Современный статус | Затоплен командой | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 10 600 т стандартное; 14 290 т — полное |
|
Длина | 186,0 м | |
Ширина | 20,7 м | |
Осадка | 7,4 м | |
Бронирование | башни: 140 мм; пояс: 80 мм; палуба: 40 мм; боевая рубка: 160 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 8 девятицилиндровых двухтактных дизелей MAN | |
Мощность | 52 050 л. с. (38 МВт) | |
Винты | 2 | |
Скорость | 28 узлов (51,9 км/ч) | |
Дальность плавания | 17 400 миль на 13 узлах; 16 600 миль на 14 узлах; 6800 миль на 19 узлах |
|
Экипаж | 1150 чел | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2 × 3 280-мм; 8 × 1 150-мм |
|
Зенитная артиллерия | 3 × 2 — 88-мм/78; 8 × 37-мм; 10 × 20-мм |
|
Торпедно-минное вооружение | 4 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата | |
Авиационная группа | 2 гидросамолета Arado Ar 196; 1 катапульта |
«Дойчланд» (позднее переименован в «Лютцов», нем. Lützow) — немецкий тяжёлый крейсер[1]. Головной корабль первой послевоенной серии немецких тяжёлых крейсеров. Принимал участие в боевых действиях Второй мировой войны.
Содержание |
Заложен 9 февраля 1928 года, спущен 19 мая 1931 года, вошёл в строй 1 апреля 1933 года. 25 января 1940 года переименован в «Лютцов» (нем. Lützow), так как Гитлер опасался нежелательного пропагандистского эффекта в случае, если корабль, названный в честь Германии, будет потоплен союзниками.
В первой половине 1930-х годов «Дойчланд», как самый современный и мощный корабль германского флота, широко привлекался для показа флага, совершая заграничные визиты. Не обошлось и без немецких высоких гостей — в апреле 1934 года на крейсере побывал Адольф Гитлер. Учения также занимали немало времени и позволили выявить и устранить проблемы с дизелями.
В 1936—37 годах «Дойчланд» действовал в испанских водах, формально наблюдая за соблюдением нейтралитета, а фактически поддерживая франкистов. 29 мая 1937 года его атаковала республиканская авиация (в действительности самолётом, атаковавшим «Дойчланд», управлял советский лётчик Николай Остряков, но по политическим причинам в официальном сообщении об этом были указаны «испанцы» Ньера и Мендиола). Крейсер получил два бомбовых попадания, на борту возник пожар, погибло 27 моряков, ещё около ста были ранены (ещё четверо впоследствии скончались от ран)[2].
«Дойчланд» вышел в Атлантику 23 августа 1939 года, ещё до начала Второй мировой войны. Вскоре после открытия военных действий была начата борьба с судоходством Великобритании. Крейсерство оказалось малоудачным — после потопления двух судов общим тоннажем около 7000 брт[3], 15 ноября 1939 года корабль был вынужден вернуться в Германию из-за проблем с силовой установкой и неисправности бортового гидросамолёта.
В начале 1940 года тяжёлый крейсер «Дойчланд» был переименован в «Лютцов» (Lützow)[4] в связи с продажей в СССР недостроенного тяжёлого крейсера «Лютцов» типа «Адмирал Хиппер».
В апреле 1940 года «Лютцов» участвовал в захвате Норвегии, действуя против Осло, и 9 апреля получил 3 попадания 150-мм снарядов в ходе дуэли с береговыми батареями. При возвращении домой 11 апреля 1940 года был атакован британской ПЛ «Спирфиш» (англ. Spearfish) и получил торпедное попадание в кормовую часть.
После ремонта 13 июня 1941 года пытался прорваться в Атлантику, но был повреждён торпедой с британского самолёта. После продолжительного ремонта «Лютцов» перешёл в Тронхейм, далее в Нарвик. Выходил в море для атаки конвоя PQ-17, но попал в навигационную аварию. 31 декабря 1942 года участвовал в Новогоднем бою с британским конвоем, однако не добился никаких успехов. Намечавшееся участие в операции против Шпицбергена в сентябре 1943 года было сорвано неполадками с дизелями.
В конце сентября 1943 года ушёл из Норвегии в Киль. После очередного ремонта числился учебным кораблём, а затем был включён в состав 2-й боевой группы, оказывавшей огневую поддержку частям вермахта в Прибалтике. 16 апреля 1945 года, находясь в Свинемюнде, попал под налёт британских ВВС и получил тяжёлые повреждения. Корабль сел на грунт, но продолжал вести огонь главным калибром. При приближении советских войск был 4 мая 1945 года взорван экипажем.
Советские спасатели подняли «Лютцов» и 26 сентября 1946 года он даже был включён в списки ВМФ СССР, но восстановление основательно разрушенного корабля было признано нецелесообразным. 22 июня 1947 года корпус «Лютцова» был потоплен в ходе учений Балтийского флота.
Во время Второй мировой войны крейсер неоднократно подвергался атакам английских ВМС и ВВС, получал повреждения, но после ремонтов возвращался в строй. В частности, в апреле 1945, находясь на базе в Свинемюнде, крейсер был атакован 6-тонными бомбами Tallboy. От полученных пробоин корабль лег на дно, но вскоре был поднят.
4 мая 1945 года был затоплен командой. После окончания войны поднят советскими ВМС и в дальнейшем использовался как мишень на стрельбах Балтийского флота. Окончательно затоплен в Балтийском море в 1949.
Дойчланд (тяжёлый крейсер).