День Серебра | ||||
Студийный альбом «Аквариума» | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска | ||||
Записан | ||||
Жанр | ||||
Длительность |
48:15 |
|||
Продюсер | ||||
Лейбл |
АнТроп |
|||
Профессиональные рецензии | ||||
|
||||
Хронология «Аквариума» | ||||
|
«День Серебра» — восьмой «естественный» альбом[1] группы «Аквариум». Многие (в том числе и Борис Гребенщиков[2]) считают этот альбом вершиной творчества «Аквариума» 1980-х. Включён в сводку «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира.
Борис Гребенщиков об альбоме:
Может быть, чисто музыкально не всё получилось 100 % идеально, но эта запись и этот альбом, по моему ощущению, были лучшим Аквариумом 80-х годов. (Гребенщиков, Б. Б. Краткий отчёт о 16-ти годах звукозаписи.1997.[2].)
Содержание |
2 января 1984 года БГ и Гаккель пришли в гости к кинорежиссёру А. Сокурову — обсуждать возможное участие в документальном фильме, где «Аквариум» должен был исполнять романсы М. И. Глинки на фоне старух в приюте. Предложение было настолько серьёзным, что после этого Борис и Сева десять дней не пили. Тот факт, что эти 10 дней много лет вспоминались как невероятный рекорд трезвости, многое говорит об «Аквариуме» 80-х годов.
Музыка М. И. Глинки послужила толчком к движению в нужном направлении. В это время БГ и Гаккель занимались домашним музицированием в поисках нового звука, искали его, анализируя старые находки «Аквариума» модели 75 года, которые со временем оказались либо подзабытыми, либо утеряны. Определённый намёк на подобную эстетику прослеживался ещё в композиции «Радамаэрл» с альбома Табу.
Всю весну 1984 года БГ и Гаккель писали новые песни. Под влиянием экспериментов Глинки были написаны композиции «Она не знает что это (Сны)» и «Дело мастера Бо» и ряд новых композиций, который оказался прямым следствием увлечения Гребенщикова и Гаккеля разнообразными мистическими явлениями и теориями — начиная от воздействия на организм холодных температур и заканчивая Кастанедой и бурной деятельностью оккультного плана. Поэтому будущий альбом станет первым альбомом тех лет, аранжировки для которого создавались дома, а не импровизировались в студии.
«День серебра» записывался на Охте в студии Тропилло, который по личной договорённости с Лидией Кобриной, директором «Мелодии», взял у неё в пользование восьмиканальный магнитофон Ampex. Таким образом, «День серебра» стал первым альбомом «Аквариума», от начала до конца записанным на профессиональной аппаратуре.
Когда у группы после двухдорожечного магнитофона появилась возможность делать сознательные аранжировки и правильно микшировать композиции, оказалось, что восьми каналов группе явно не хватает. Если акустические песни легли на восемь каналов сравнительно легко, то с электрическими композициями начались сложности.
В финале «Небо становится ближе» Ляпин неудачно свёл по балансу две гитары, в «Двигаться дальше» для записи бубна пришлось на одном из каналов убрать часть гитарного соло, а в одном из фрагментов песни «Иван Бодхидхарма» Гребенщиков был вынужден имитировать гитарное соло голосом.
Несмотря на битву с техникой, обстановка в студии была близка к идеальной. Во время записи альбома группе понадобился скрипач, и в группу был приглашён профессиональный музыкант Александр Куссуль, благодаря которому скрипка надолго стала фирменным знаком саунда «Аквариума». Окончательное сведение альбома происходило в начале октября 84-го года, когда в студии находились всего два человека — Тропилло и Гребенщиков. Борис не смог отказать себе в удовольствии записать на «Снах» на одном из каналов обратный вокал.
Автором первоначального варианта оформления стал Сергей Дебижев. На обложке был изображён ацтекский символ входа и выхода: линия, которая, закручиваясь, выходит из спирали, не прервавшись. Идея такой обложки возникла у «Аквариума» под влиянием книг Карлоса Кастанеды[3]. Позже символ переместился из центра на верх обложки, а в центр были вынесены греческие буквы Δ и Σ (дельта и сигма), которые в первом варианте были использованы как стилизованные Д и С. На обратной стороне обложки после списка песен была надпись : «Боящийся в любви несовершен».
Музыка и текст во всех песнях — БГ.
Присутствуют на диске «Антология — VIII. День Серебра»
И любовь не вернётся… Течёт вода
Под мостом Мирабо всегда.
(Гийом Аполлинер. «Мост Мирабо», 1912. Перевод Михаила Кудинова[4])
А вода продолжает течь
Под мостом Мирабо…
(Борис Гребенщиков. «Дело Мастера Бо»[5])
День Серебра.