Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Дворец труда в Москве

Проект Н. Троцкого, получивший первую премию

Дворец труда в Москве — неосуществленное здание 1922-1923 годов. В центре столицы (на месте нынешней гостиницы Москва) планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой и т. п.

Вопрос о его строительстве, как писали газеты, был поднят по инициативе председателя Московского Совета Льва Каменева[1]. Программа конкурса была составлена не ранее сентября 1922 года. Конкурс завершался 5 февраля 1923 года. Выставка проектов «Дворец Труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдет советская архитектура[2]. Представленный на нем проект братьев Весниных стал первым зданием в стиле конструктивизм.

Строительство не было начато, а в 1933 году здесь начали строить гостиницу «Москва».

Содержание

Конкурс

Как гласила программа конкурса: «Этот Дворец Труда должен явиться одним из грандиознейших сооружений в мире, среди подобного типа жилых строений.

Площадь для постройки здания Дворца Труда намечена на участке, ограниченном площадями Революции и Театральной, Охотным рядом и Тверской улицей, там, где сейчас находятся здания быв. Московской гостиницы, ресторана Тестова, Континенталя, Охотнорядских торговых помещений и магазин быв. Германова. (…) Этот зал предназначается для устройства в нем расширенного пленума Мос. Совета и Всероссийских Съездов Советов, а также еще два зала для устройства концертов, вместимостью до 1.200 человек. (…) Здесь также будут помещаться различные кабинеты для работ ответственных работников, для президиума Мос. Сов., и наконец 300 номеров для приезжающих»[1].

  • главный зал должен был вмещать 8 тыс. чел., малый — 2,5 тыс. чел.
  • и многие другие требования, в том числе: «Башни здания (если таковые будут) желательно использовать под помещения обсерватории, радиостанции и пр. На здании возможно устройство — площадки для аэропланов»[3].

Архитекторы

Всего на конкурс было представлено 47 проектов, из них 18 доставлено из провинции[4]. Жюри возглавлял Щусев. Конкурсные проекты Дворца труда отразили представления различных архитектурных течений о направленности зодчества в условиях нового общества. Условно их можно разделить на три группы: архаизирующая романтика, индустриальная символика и складывающийся конструктивизм[5].

Проект братьев Весниных
  1. Троцкий, Ной Абрамович. Получил первую премию как наиболее яркий пример архаизирующей романтики. В основе композиции плана лежит большой зрительный зал, к которому примыкают малые залы и обслуживающие помещения. Грандиозный объём зала подчеркнут абсидами в которых размещены лестницы. (Большинство архитекторов считали присуждение ему первой премии ошибочной, а сам проект — не соответствующим идее Дворца труда ни с градостроительной точки зрения, ни по образным характеристикам)[5]
  2.  ?
  3. Братья Веснины. Их проект занял третье место, но именно в нем впервые как самостоятельное явление заявил о себе стиль конструктивизм. В нем остросовременное по облику здание сочеталось с четким рациональным планом, учитывалось использование новейших конструкций и материалов. «Характерны тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчет на его осуществление в новых железобетонных конструкциях. Зрительный зал, решенный единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружен пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершенным 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась своеобразной решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба легкий геометризированный ажурный абрис. Дворец труда не был построен. Сама программа конкурса предопределяла неосуществимость такого сооружения в условиях той поры. Но среди всех конкурсных проектов именно предложение Весниных воплощало в себе прогрессивные идеи новой архитектуры. Впоследствии многие идеи конкурса нашли развитие в проектировании крупных общественных зданий»[5].
  4.  ?
  5. Голосов, Илья Александрович. «Проекты И. Голосова и Г. Людвига — примеры индустриальной символики. И. Голосов строил свою композицию, стремясь добиться функционально четкой связи отдельных групп помещений и вместе с тем получить остродинамичное построение здания. В результате сильно расчлененный объем с господствующей формой большого зала, покрытие которого напоминает некий гигантский механизм и ассоциируется с турбиной, создает впечатление не единого здания, а целого конгломерата сочлененных вплотную различных по характеру и масштабу объемов. Акцентированное движение архитектурных масс, по мысли автора, должно было передать динамику революции»[5].

А также:

См. также

Ссылки

  • Материалы на сайте Музея архитектуры им. Щусева
  • Иллюстрации трех проектов
  • Проект К. Мельникова[1]

Примечания

  1. ↑ «Коммунальное хозяйство», № 11, 1 октября 1922 г., с. 24
  2. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. C. 320
  3. Программа конкурса на составление проекта Дворца труда в Москве, объявленного Архитектурным обществом по поручению Московского Совета. Не ранее сентября 1922 г. ЦГАЛИ СССР, ф. 1981, оп. 1, д. 158, лл. 57—59.
  4. «Коммунальное хозяйство», № 6, 15 марта 1923 г., с. 24
  5. ↑ Советская архитектура

Дворец труда в Москве.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24