Двенадцать стульев | |
The Twelve Chairs | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
Мэл Брукс по роману |
В главных ролях |
|
Кинокомпания | |
Длительность |
94 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0066495 |
«Двенадцать стульев» — комедийный кинофильм-буффонада. Экранизация одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова. Сам режиссёр сыграл в фильме роль дворника Тихона.
Содержание |
Действие происходит в русском уездном городе (съемки велись в Югославии и Финляндии). Бывший дворянин, а после революции — канцелярская крыса[1] Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнает от своей умирающей тещи тайну ее дореволюционных бриллиантов, спрятанных в один стул из двенадцати. Обладателем этого секрета становится и местный священник, отец Федор, пришедший к Клавдии Ивановне, чтобы её исповедать. Священник и дворянин бросаются на поиски мебели с драгоценностями.
Ипполит Матвеевич кооперируется с бродячим ловеласом и шарлатаном Остапом Бендером, судя по костюму — бывшим гусаром. В Старгороде, где находились стулья, они останавливаются у дворника Тихона (его играет Мэл Брукс). Дворник занимается тем, что сидит в чистой одежде с новой метлой, мечтает о возвращении царской власти и вспоминает, как ловко он прислуживал Ипполиту Матвеевичу и получал за это пятаки. От Тихона компаньоны узнают о том, что в доме престарелых (бывшем имении Воробьянинова) остался лишь один стул. Его разрывают на кусочки Ипполит Матвеевич и отец Федор, выкупивший стул в Старсобесе. Судьбу остальной мебели Бендер узнает в жилотделе, где заодно, представившись служащим, впихивает отцу Федору ордера на мебель генерала Полякова.
Мебель Воробьянинова оказывается в музее мебели, в Москве, но прямо из-под носа затаившихся на ночь в музее компаньонов, семь стульев продают в театр «Коламбус» (по русски: Театр "Колумб", как в романе). Перепотрошив четыре оставшихся в музее стула и ничего там не найдя, упустив мужчину, унесшего один из стульев в неизвестном направлении, Бендер и Воробьянинов отправляются вместе с театром на гастроли (Ипполита Матвеевича выдают за актера). До спектакля сообщникам удается распотрошить лишь один стул, после чего приходится выйти на сцену. Опозорившихся компаньонов снимают с парохода, после чего их путь лежит в Ялту, куда отправился на гастроли театр «Коламбус». Там им удается договориться с работником театра Савицким, который за 20 рублей выносит им еще два стула. Деньги на стулья зарабатывают эпилептическим представлением возле памятника Федору Достоевскому. Третий стул из театра к тому моменту оказывается проданным финскому канатоходцу, работающему на ярмарке за городом. При виде стула в руках канатоходца у Ипполита Матвеевича открывается дар балансировки на канате, и на глазах у зрителей он отбирает стул у артиста.
Пущенный по ложному следу за гарнитуром без бриллиантов отец Федор съездит в Иркутск, в заснеженную, полную двухметровых сугробов Сибирь, где попытается выкупить стулья у инженера Брунса. Потерпев неудачу, отправляется за инженером в Ялту, где ему удается-таки заполучить вожделенные стулья. Ничего не найдя в стульях, отец Федор сталкивается с главными героями, бегущими с добытым стулом из циркового шапито. Отец Федор отбирает стул у компаньонов, забирается по отвесной скале на вершину, потрошит стул, не находит драгоценностей и наблюдает за тем, как Бендер и Воробьянинов отправляются в Москву за последним, двенадцатым стулом.
По прибытию в советскую столицу Остап с Ипполитом Матвеевичем попадают на открытие Московского клуба железнодорожных рабочих, где в шахматном зале стоит последний, двенадцатый стул. Предварительно открыв оконную задвижку, компаньоны возвращаются в клуб ночью. Там они и узнают историю о том, как нашли драгоценности в стуле и на них построили этот самый клуб.
Замерзшие и разочаровавшиеся компаньоны в центре города возвращаются к номеру, изображая эпилептический припадок — болезнь, поразившую Федора Достоевского.
Двенадцать стульев (фильм, 1970).