Дана́я (др.-греч. Δανάη) — в древнегреческой мифологии[1] дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики (или Аганиппы[2]). В микенских текстах имя некоего божества?: da-nwa[3]. Упомянута в «Илиаде» (XIV 319).
Так как Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, то он заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку. Зевс, пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя[4] и оплодотворил её, у неё родился сын Персей. Когда Акрисий услыхал в подземелье голос ребёнка, он приказал казнить служанку, а Данаю заставил объявить, кто отец ребёнка. Не поверив ей, когда она назвала отцом Зевса, он заключил её с ребёнком в ящик и приказал бросить ящик в море[5]. Некоторые считают, что её на самом деле соблазнил Прет. Медный чертог в подземном доме, где держали Данаю, показывали в Аргосе[6].
Волнами ящик принесло к острову Серифу, царь которого, Полидект, вскоре воспылал страстью к Данае. Освободившись от его преследований благодаря сыну своему Персею, она вернулась в Аргос.
По италийскому сказанию, ящик с Данаей и Персеем прибило волнами к берегу Лациума. Здесь Даная вышла замуж за Пилумна и вместе с ним основала город Ардею[7]. Поэтому Турн, царь рутулов, потомок Пилумна, называется у Вергилия происходящим от древних героев Аргоса и Микен.
Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Тянущие невод» (фр.47а Радт), трагедии Софокла «Даная» (фр.165-167 Радт), трагедий Еврипида, Ливия Андроника и Невия «Даная».
Заточение девушки на период полового созревания в тёмном изолированном помещении имеет многочисленные этнографические параллели (см. Дж. Дж. Фрэзер, «Золотая ветвь», глава 60).
В новое и новейшее время Даная стала героиней многих произведений изобразительного искусства — от Тициана и Рембрандта, Корреджо и Тинторетто до Густава Климта.
В честь Данаи назван астероид (61) Даная, открытый в 1860 году
Даная.