Далай-лама (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли: ta la’i bla ma, монг. Далай багш, кит. упр. 达赖喇嘛, пиньинь: Dálài Lǎmā) — линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы Гелуг, восходящая корнями к 1391 году. По представлениям тибетского буддизма, Далай-лама является перевоплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб.: Ченрезиг [spyan ras gzigs]), бодхисаттвы сострадания. Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы были теократическими правителями Тибета, руководя страной из тибетской столицы Лхасы. В связи с этим, и теперь Далай-лама рассматривается как духовный лидер тибетского народа.
По отношению к Далай-ламе (хотя и не только к нему) используется титул «Его Святейшество». Хотя Далай-ламу часто считают руководителем школы Гелуг, на самом деле он таковым формально не является, — ей официально руководит Ганден Трипа (dga' ldan khri pa).
«Далай» означает в монгольском языке «океан» — в значении «Великий» (правящие ханы после Чингиса носили титул Далай-хан), «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель».
После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Далай-лама и Панчен-лама связаны, как учитель и ученик: тот из них, кто старше, бывает учителем, кто моложе — учеником. Также Далай-ламу называют лидером Тибета.
Содержание |
В 1578 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелуг — Сонама Гьяцо — и дал ему титул Далай-лама.[1] Далай-лама V, заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутов Гуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы продолжали управлять страной вплоть до вторжения китайских войск в 1949 году и полного захвата Тибета в 1959 году. Далай-лама XIV бежал в Индию, где вплоть до 2011 года являлся фактическим главой Тибетского правительства в изгнании. В 2011 году он объявил, что отказывается от светской власти, которая переходит к председателю Правительства в изгнании (калону-трипа).
Правительство КНР, несмотря на отсутствие какого-либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который санкционировал процедуру выборов Далай-лам и других высших лам с помощью записок с именами, вытягиваемых из золотой урны. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которые теперь должен якобы обладать полномочиями для избрания нового Далай-ламы. Возможность такой подтасовки по политическим мотивам после смерти Далай-ламы вызывает опасения тибетцев.
Далай-лама XIV заявил, что новый Далай-лама не будет рождён на территории Китайской Народной Республики[2], и, возможно, вообще не будет более перерождаться. Однако он обратил внимание, что ему нужно будет продолжать незаконченную работу, и, если ситуация в Тибете не изменится, он всё-таки переродится[3]. Он отмечал, что, если институт Далай-лам выполнит свои цели, он может прекратиться.[3]
Зимней резиденцией Далай-лам в Тибете (начиная с Пятого), являлся дворец Потала в Лхасе, в летний период — дворец Норбулинка. С 1959 года Далай-лама проживает в резиденции в североиндийском городке Дхарамсала.
Имя | Годы жизни | Годы правления | Тибетский язык/Транслитерация Уайли | Официальная транскрипция | Другие транскрипции | |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Далай-лама I | 1391—1474 | × | དྒེ་འདུན་འགྲུབ་ dge ‘dun ‘grub |
Gêdün Chub | Gedün Drup, Gendun Drup |
2. | Далай-лама II | 1475—1541 | × | དགེ་འདུན་རྒྱ་མཚོ་ dge ‘dun rgya mtsho |
Gêdün Gyaco | Gedün Gyatso, Gendün Gyatso |
3. | Далай-лама III | 1543—1588 | 1578—1588 | བསོད་ནམས་རྒྱ་མཚོ་ bsod nams rgya mtsho |
Soinam Gyaco | Sönam Gyatso |
4. | Далай-лама IV | 1589—1616 | [?] | ཡོན་ཏན་རྒྱ་མཚོ་ yon tan rgya mtsho |
Yoindain Gyaco | Yontan Gyatso |
5. | Далай-лама V | 1617—1682 | 1642—1682 | བློ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་ blo bzang rgya mtsho |
Lobsang Gyaco | Lobzang Gyatso, Lopsang Gyatso |
6. | Далай-лама VI | 1683—1706 | [?]-1706 | ཚང་དབྱངས་རྒྱ་མཚོ་ tshang dbyangs rgya mtsho |
Cangyang Gyaco | |
7. | Далай-лама VII | 1708—1757 | 1751—1757 | བསྐལ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་ bskal bzang rgya mtsho |
Gaisang Gyaco | Kelsang Gyatso, Kalsang Gyatso |
8. | Далай-лама VIII | 1758—1804 | 1786—1804 | བྱམས་སྤེལ་རྒྱ་མཚོ་ byams spel rgya mtsho |
Qambê Gyaco | Jampel Gyatso, Jampal Gyatso |
9. | Далай-лама IX | 1806—1815 | (1808—1815)×× | ལུང་རྟོགས་རྒྱ་མཚོ་ lung rtogs rgya mtsho |
Lungdog Gyaco | Lungtog Gyatso |
10. | Далай-лама X | 1816—1837 | — | ཚུལ་ཁྲིམ་རྒྱ་མཚོ་ tshul khrim rgya mtsho |
Cüchim Gyaco | Tshültrim Gyatso |
11. | Далай-лама XI | 1838—1856 | 1844—1856 | མཁས་གྲུབ་རྒྱ་མཚོ་ mkhas grub rgya mtsho |
Kaichub Gyaco | Kedrub Gyatso |
12. | Далай-лама XII | 1856—1875 | [?] | འཕྲིན་ལས་རྒྱ་མཚོ་ ‘phrin las rgya mtsho |
Chinlai Gyaco | Trinle Gyatso |
13. | Далай-лама XIII | 1876—1933 | 1895—1933 | ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་ thub bstan rgya mtsho |
Tubdain Gyaco | Thubtan Gyatso, Thupten Gyatso |
14. | Далай-лама XIV | 1935- | 1950 — наст. время | བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་ bstan ‘dzin rgya mtsho |
Dainzin Gyaco |
x Титул «Далай-лама» был присвоен первому и второму Далай-ламам уже после их смерти.
×× Девятый Далай-лама официально получил трон, но не управлял страной.
Далай-ламы | ||
---|---|---|
Гендун Дуб | Гендун Гьяцо | Сонам Гьяцо | Йонтэн Гьяцо | Лобсанг Гьяцо | Цангьянг Гьяцо | Кэлсанг Гьяцо | Джампэл Гьяцо | Лунгтог Гьяцо | Цултим Гьяцо | Кхэдуп Гьяцо | Тинлей Гьяцо | Тхубтэн Гьяцо | Тензин Гьяцо |
Его святейшество далай-лама xiv лауреат нобелевской премии 1989 года, свобода в изгнании далай-лама скачать fb2.
Международная конференция азиатских политических партий, Синеголовник альпийский, Рен, Кристофер.