Известен прежде всего, своими работами, выполненными в жанре пост-концептуального натюрморта.
В 1986 закончил Московский энергетический институт, по распределению был направлен в вооруженные силы. В 1988 году вернулся в Москву и посвятил себя фотографической деятельности как свободный художник-фотограф.[1]
В 1988 −1989 гг. состоял в московском фотоклубе «Новатор».
Первая значимая работа, опубликованная в журнале «Советское фото», «Страницы армейского дневника» появилась в 1989 году как концептуальное обобщение опыта военной службы.[2]
В 1992 году был принят в «Союз Фотохудожников России».[3]
«Вадим Гущин является одним из ярчайших представителей современной арт-фотографии, он хорошо известен в России и за рубежом своими минималистическими опытами фотофиксации предметов. Гущин по своему интерпретирует традицию европейского натюрморта, желая постичь суть предмета через его чистое фотографическое изображение.»
— Ольга Аверьянова, кандидат искусствоведения, заведующий отделом искусства фотографии ГМИИ им. Пушкина
«Строя композицию из предметов, Гущин экспериментирует с абстрактными цветовыми соотношениями — в зияющей пустоте пространства парения герои его натюрмортов отчуждены от всего земного, как цветовые плоскости супрематических композиций. Фотография Гущина открывает фундаментальную двойственность культуры: абстрактность предмета в ней и конкретность цвета».[4]
«Вадим Гущин балансирует на тонкой грани предметное — беспредметное. Мир идей — это мир Малевича. Пространство предметов — это пространство потребления. Помещая предметы из супермаркета в космос Малевича, Гущин возвращает их туда, откуда они когда-то вышли. В изначальную пустоту. В пространство чистых идей».[5] «Это изображение, которое не принуждает нас к чему-то, оно не подавляет нас множеством деталей, но ты видишь какую-то очень маленькую вещь, и эта маленькая вещь способна подключить в тебе очень большие объёмы памяти. То есть это фотографии, которые работают с той культурной памятью, которая свернута в нас, с тем временем, которое свернуто в нас самих».[6]
— Михаил Сидлин, искусствовед
«Говоря о фотографиях Вадима Гущина, независимо от того, какие из его серий становятся предметом разговора, мы оказываемся в ситуации наднациональной традиции фотографии. Подобно тому, как разговор о существовании национальных школ философии в меньшей степени объективен, нежели разговор о школах, построенный на принадлежности их к той или иной философской концепции бытия, так и фотография Гущина принадлежит к истинно естесственно-фотографической школе, корни которой невозможно найти внутри эстетических и исторических концепций национальных фотографических школ».[7]
— Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения
Вадим Гущин живёт и работает в Москве.
Цветные конверты 3 2010
Гипс 1 2001
В выставках участвует с 1991 года, первая персональная выставка состоялась в 1995 году. Имеет более 30 персональных выставок. B том числе:
Выставка «Meine Dinge» (Мои вещи) в Музее фотографии, Брауншвейг, Германия, 1999.
Выставка в галерее «РОСИЗО», Москва, 1999.
«Personalismus des Dinges» (Персонализм предмета), выставочный зал «Культурный вокзал Эллер», Дюссельдорф, Германия 2004.[8]
Персональная выставка «Дерево и Хлеб» на Международном фестивале фотографии FotoFest в Хьюстоне, США, 2006.[9]
«Хлеб», Музей Йохана Ларсена, Оденсе, Дания, 2006.
Выставка в Музее Истории Фотографии, Санкт-Петербург, 2009.[10]
«Эстетика статики» Александр Гринберг/Вадим Гущин в галерее «Viktor Grray», Дюссельдорф, Германия, 2010.[11]
Так же участвовал более чем в 50 групповых выставок в галереях и музеях России и за её пределами.
Его произведения были представлены в рамках интернациональных и российских групповых проектов, среди которых:
«A la recherche du pere» (В поисках отца) 1993—94, Париж.
«Neue Fotokunst aus Russland» (Новое фотоискусство из России) 1994—95, тур по 5 городам Германии.
«Aufbruch. Neue russische Fotografie» (Прорыв. Новая русская фотография) 1998, Леверкузен, Германия.
«Idea Photographic after Modernism» (Идея фотографического после модернизма) 2002, Санта-Фе, США.[12]
Триеннале фотографии в Оденсе, Дания, 2006.
«In Box of Dreams» (Выставка современной русской фотографии) Интернациональный фотофестиваль в Пиньяо, Китай, 2009.
«День открытых дверей», Московский Музей Современного Искусства, Москва, 2010.[13]
«Leben elementar» (Элементарная жизнь), Трир, Германия, 2010.
«Contamporary Russian Photography» (Современная русская фотография), Биеннале FotoFest, Хьюстон, США, 2012.[14]
«Музей. Взгляд фотографа», Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина, Москва, 2012.[15]
В 2007 году получил Гран-При конкурса Московского Дома фотографии «Серебряная Камера» в категории «Архитектура».[16][17]