Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Гурий (Степанов)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Гурий и фамилией Степанов.

Архиепископ Гу́рий (в миру Алексе́й Ива́нович Степа́нов; 3 октября 1880, Чебоксары, Казанская губерния — 1938, Сиблаг, Новосибирская область) — епископ Русской Церкви; архиепископ Суздальский. Духовный писатель, лингвист-монголовед

Из семьи отставного унтер-офицера.

Содержание

Образование

Окончил Чебоксарское городское училище (1893), Чебоксарское духовное училище (1896), Казанскую духовную семинарию (1902), Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1906; тема кандидатской работы: «Буддизм и христианство в их учении о спасении», удостоена студенческой Макарьевской премии). Был лучшим студентом на курсе, его кандидатская работа была признана соответствующей по научному уровню магистерской диссертации. По специальным предметам монгольского отдела приобрёл настолько блестящие познания, что по окончании КазДА без дополнительной подготовки был допущен к преподаванию этих предметов студентам академии.

Магистр богословия (1909). Доктор церковной истории (1916; тема диссертации: «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племён»).

Монах и профессор

16 апреля 1905 года пострижен в монашество с именем Гурий в честь свт. Гурия Казанского. 24 июня рукоположен во диакона, 26 марта 1906 года — во иерея.

За диссертацию «Буддизм и христианство в их учении о спасении» ему была присуждена премия им. митр. Макария.

В 1906—1909 годы — и.д. доцента по кафедре калмыцкого языка Казанской духовной академии.

В 1909-1910 годы — стажировался в Санкт-Петербурге.

С 29 сентября 1910 года — экстраординарный профессор Казанской духовной академии.

С 1912 года — архимандрит, инспектор Казанской духовной академии.

С 22 сентября 1912, одновременно, временный преподаватель миссионерских предметов на миссионерских курсах.

С 1916 — ординарный профессор Казанской духовной академии по кафедре миссионерских предметов. Автор трудов по буддизму.

Избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания.[1] Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917—1918 по избранию от монашествующих. В 1918(?)-1919 — архимандрит Московского Сретенского монастыря. В 1919 был арестован, находился в заключении в Бутырской тюрьме, вскоре освобождён. В 1920 — архимандрит Московского Покровского миссионерского монастыря.

Архиерей

С 26 января 1920 года — епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии, однако по прежнему управлял Покровским монастырём. 27 июня 1920 арестован вместе с епископом Феодором (Поздеевским) в связи с тем, что при проведении обыска в монастыре у его ворот собралась толпа. Приговорён к заключению в лагере до конца гражданской войны, по амнистии этот приговор был заменён тюремным заключением на 5 лет. Находился в заключении в Бутырской и Таганской тюрьмах. 24 марта 1922 года освобождён.

В 1922—1923 годах проживал в Москве без права выезда, управлял Покровским монастырём, входил в состав консервативной группы архиереев, возглавляемой владыкой Феодором (Поздеевским).

В 1923 году — временно управляющий Петроградской епархией. В условиях доминирования в епархии обновленцев покинул Петроград и уехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии. Вскоре был арестован за «нахождение в пограничной полосе», затем освобождён.

С февраля 1924 года — архиепископ Иркутский.

В 1924 вновь ненадолго арестован. В ноябре 1925 был арестован в Московском Покровском монастыре по делу митрополита Петра (Полянского) и заключён в Бутырскую тюрьму. 21 мая 1926 осуждён Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Сибирь, которую отбывал в Якутии. 8 октября 1928 вновь осуждён на 3 года высылки «с прикреплением к определённому месту жительства».

С 25 июня 1930 — архиепископ Костромской, с 13 августа 1930 — архиепископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. В 1931 арестован по делу «филиала Истинно-православно церкви». В 1932 осуждён на 3 года ИТЛ, срок отбывал в лагере под Новосибирском, где был вновь арестован. Тройкой НКВД приговорён к высшей мере наказания и расстрелян в 1938 в лагере под Новосибирском.

Труды

  • Философия буддизма. // Православный собеседник. 1908. Январь, март;
  • Тайна христианской жизни. Казань, 1908 (переиздание: М., 2002);
  • Буддизм и христианство в их учении о спасении. Казань, 1908;
  • Нигилистический принцип буддийской философии. // Православный собеседник. 1909. Апрель;
  • Православная миссия среди калмыков. // Православный собеседник. 1911. Июль-август;
  • Донские калмыки и история их христианского просвещения. СПб., 1911;
  • Первая православная миссия калмыков и ее историческая жизнь. // Православный собеседник. 1914. Февраль-апрель;
  • Забытая жатва. Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков. // Православный собеседник. 1915. Январь;
  • Бодимур и его критический разбор. // Православный благовестник. 1915. № 5/6, 7/8, 10, 12;
  • Очерки распространения христианства среди монгольских племен. Т. 1: Калмыки. Ч. 1-2. Казань, 1915;
  • Православная миссия ламаитов и меры к ее наилучшей постановке. Казань, 1915;
  • Der Buddhismus des Mahayana. // Anthropos. 1921/22. № 16/17; 1923/24. № 18/19.

Ссылки

  • Биография на сайте «Русское православие»
  • Биография
  • ГУРИЙ // Православная энциклопедия. Том XIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 479-482. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-022-6

Примечания

  1. Казанский Отдел Русского Собрания на сайте «Хронос».

Гурий (Степанов).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24