Одна из железных дорог Российской империи, первая железная дорога на Урале (до 1896 г. - островная). В настоящее время линии исторической дороги относятся к Свердловской ж. д.
Направлялась из Перми на Левшино, Камасино, Бисер, Кушву, Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинский завод и далее до Екатеринбурга. Ветви на Соликамск ("Луньевская"), Верхотурье и др.
История
Управление дороги. Фото 1910 г.
Начало строительства датируется 1874 годом, завершение 1878 годом: первый рабочий поезд прошел 27 февраля, а 1 (13) октября по ней открылось правильное (регулярное) движение от Перми до Екатеринбурга. Строительство велось на деньги частного консорциума с участием местных промышленников, «Общество УГЖД» под управлением В. Кокорева и П.И. Губонина. Главный инженер строительства В.Ф. Голубев[1]
- В сентябре 1879 г. введена в строй Луньевская ветка.
Первым управляющим дорогой был назначен талантливый инженер - Николай Степанович Островский. В сложнейших условиях строительства возведено 646 искусственных сооружений, в том числе 316 мостов и один туннель. Протяженность составила 670 верст (715 километров).
До 1885 (по другим сведениям до 1887) года УГЖД управлялась частными владельцами с ежегодным убытком 3 млн рублей, после чего передана в собственность государства с долгом 45 млн рублей.
- В 1883-1885 гг. за счёт государственной казны построена железная дорога от Екатеринбурга до Тюмени ( длиною 325 км), присоединенная в 1888 г. к Уральской ж. д.
- В 1896 г. к дороге присоединена только что построенная ветвь Екатеринбург - Челябинск.
- В 1897 г. Уральская горнозаводская ж. д. переименована в Пермь-Тюменскую железную дорогу.
- В 1900 г. Пермь-Тюменская ж. д. объединена с Пермь-Котласской ж. д в единую Пермскую железную дорогу с управлением в г. Пермь.[2]
- С 1937 г. - железная дорога имени Л.М. Кагановича, которая в 1944 г. была разделена на Пермскую и Свердловскую железные дороги
- С 1953 г. по настоящее время - Свердловская ж. д.
Станции
Вокзал станции Нижний Тагил
Водонапорная башня на ст. Верх-Нейвинск
Вокзал станции Екатеринбург
"Новый" вокзал станции Свердловск
Пермь - Екатеринбург
Ветвь Чусовская - Соликамск
- Чусовская
- Усьва
- Губаха
- Няр
- Копи
- Яйва
- Березники
- Соликамск
Инженерные сооружения
Мосты
- р. Яйва
- р. Сылва
- р. Чусовая
Тоннели
- Тоннель на 22-й версте Луньевской ветки.
Источники архивные
- РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 2. Доклад № 101. 3 июля 1873 г. "Об ассигновании 106.800 руб. для производства изысканий Сибирской линии от Екатеринбурга до р. Камы".
- РГИА, ф. 446, оп. 2, д. 2. № 109. 5 августа 1874 г. Высочайший указ "Об отчуждении земель и других частных имуществ под устройство Уральской горнозаводской ж. д. от г. Перми до гор. Екатеринбурга с ветвями к Луньевским копям и к Билимбаевскому заводу".
- РГИА, ф.446, оп. 27, д. 20. Доклад № 174 от 27 сентября 1879 г. "Об открытии движения поездов на III, IV и V участках Уральской горной железной дороги".
- РГИА, ф.446, оп. 27, д. 23. Доклад № 238 от 30 октября 1880 г. "Об учреждении и действиях комиссии при Министерстве Путей Сообщения относительно безотлагательного сооружения Екатеринбурго-Тюменского участка Сибирской железной дороги".
- РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 5. Доклад № 149 от 12 июня 1897 г. "О переименовании Уральской железной дороги в Пермь-Тюменскую железную дорогу".
Источники
- Неопиханов А. А. Железнодорожные пути Урала: с прил. карты ж. д. на Урале. Сост. И. И. Тецнер. Пермь: электротип. Губ. земства. 1912 г.
- Мильман Э. М. История первой железнодорожной магистрали Урала: 70-90 годы ХIХ века. Пермь. 1975 г.
- Свердловская магистраль: [100 лет ж. д.]. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд. 1978 г.
Примечания
- Уральская горнозаводская железная дорога. К 130-летию со дня ввода в эксплуатацию.
- Пермский край. Энциклопедия.