Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Гопники на дорогах, гопники это кто

Гопники

Молодой человек, соответствующий стереотипным представлениям о гопниках
Место и время возникновения:

1980-е (?)

Годы расцвета:

2000-е

Направленность:

криминальная

Распространение:

Россия
СНГ

Элементы:

Хулиганство
Ксенофобия
Гомофобия
«Понятия»

Родственные:

Люберы

Го́пники (также — гопы́, гопари́, собирательно — гопота́, гопоте́нь, гопьё) — жаргонное слово русского языка, уничижительное[1] обозначение представителей городской[2] прослойки молодёжи, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, часто происходящей из неблагополучных семей[2][3]. Термин широко употребляется в России и странах бывшего СССР (с конца ХХ века[2]).

Содержание

Происхождение и значения слова «гопник»

Российский писатель А. А. Сидоров, анализируя происхождение слова гопник, ссылается на Владимира Даля, в словаре которого слово гоп «выражает прыжок, скачок или удар…, гопнуть, прыгнуть или ударить». По мнению А. А. Сидорова, словом «гопник» (или «гопстопник») обозначают уличного грабителя[4]. То же следует из краткого словаря криминального жаргона, составленного Ю. К. Александровым, где словом «гопник» обозначен грабитель[5] . По версии справочной службы российского «Справочно-информационного портала Грамота.ру», слово «гопник» относится к жаргонным словам русского языка и обозначает «мошенника, налётчика; погромщика, хулигана»[6].

А. А. Сидоров отмечает, что слово «гопник» используется также для обозначения «нищих, бродяг, бомжей»[4]. По мнению Сидорова, это значение возникло ещё до революции 1917 года, когда в России существовали «приказы общественного призрения» — губернские комитеты, в ведении которых находилась забота о «нищих, калеках, больных, сиротах и т. д.», которые содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. В этом значении слово «гопник» происходит от слова ГОП, которое расшифровывается как «Городское общество призрения» (от слова призор — забота, попечение). В связи с тем, что выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало, обитатели домов призрения занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством. Поэтому словом «гопник» вскоре стали называть «бродяг, оборванцев и нищих». Это значение сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка» (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник — «человек из социальных низов; босяк»[7]. Согласно толково-словообразовательному словарю русского языка кандидата филологических наук Т. Ф. Ефремовой, словом «гопник» обозначают «опустившегося человека, бродягу»[8].

В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте, было организовано Государственное общество призрения (ГОП), куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное общежитие пролетариата для тех же целей. Количество малолетних преступников в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки. Появилось выражение «количество гопников измеряется в лигах», а среди жителей Петрограда, затем и Ленинграда было принято спрашивать невоспитанных людей: «Вы что, на Лиговке живёте?»[9][10].

А. А. Сидоров отмечает, что в конце 1920-х годов «босяцкая братия» словом «гоп» называла ночлежки, а их обитателей — «гопниками», или «гопой»[4]. Сидоров обращает внимание на сюжет повести Л. Пантелеева и Г. Г. Белых «Республика ШКИД», в котором учительница, желая пригрозить воспитанникам, прикрикивает на них: «Вы у меня побузите только. Я вам… Гопа канавская!». Рассказывая о странствиях одного из героев повести, авторы пишут: «Королёв всё лето „гопничал“, ездил по железным дорогам с солдатскими эшелонами, направлявшимися на фронт»[4]. Анализируя происхождение слова, Сидоров также обращает внимание на распространённое и ассоциирующееся со словом «гопник» выражение гоп-компания, которое обозначает «весёлое сборище людей не слишком серьёзных и надёжных, на которых лучше не полагаться в ответственном деле»[4]. Также связан с этим словом жаргонный термин «гоп-стоп», обозначающий уличный грабёж.

По мнению Е. Н. Калугиной, словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека»[3]. Социолог Альбина Гарифзянова характеризует гопников как «необразованных людей, культурно отсталых, абсолютно не толерантных»[11]. Российскими социологами В. И. Добреньковым и А. И. Кравченко отмечено, что слово «гопник» является производным от слова гоп — жаргонного слова нищих, впитавших в себя элементы криминальной культуры, и обозначавшим «пребывание в ночлежке»[12].

Близкие по значению понятия: урлы, хулиганы, шпана, уличные пацаны, дворовые банды, люмпены.[источник не указан 118 дней]

У слова «гопник» имеется аналог в английском языке: «чав» (анг. — chav) — широко используемое уничижительное сленговое слово, обозначающее молодого человека с низким социальным статусом, который обычно носит «брендовую» спортивную одежду[1], что также характерно для гопников.

Характеристика

Как устойчивое выражение слово появилось в конце 1980-х годов по отношению к представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа криминализованного сообщества, средством развлечения и способом поддержания авторитета». По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе». Бессонова отмечает, что «для современного гопа, по преимуществу, важнее напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, а потом уже — присвоить его деньги»[2]. Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.

В социальном отношении представители субкультуры, главным образом, родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из бедных, неблагополучных семей[2]. Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивное трико было перенято подростками прямо от них. Гопники занимались мелким воровством и вымогательством денег.

Представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, ориентированных на западные ценности (как правило, против ориентированных на западную культуру «неформалов»), а также пренебрежительно относятся к т. н. «лохам» — всем, кто не соблюдает «пацанские понятия» — негласные правила поведения, сложившиеся в криминальной среде.

Как отмечает Рамиль Ханипов, «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“ и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“»[13].

Глава московского отделения ЛДПР О. Лавров заявлял, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:[14]

Мы считаем, что гопники — самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.

Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» — это не менее 25 процентов современной молодёжи. Социолог подразумевает под этим словом ни к чему не стремящихся молодых людей, находящих себя в массе себе подобных[15].

В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панков, ролевиков), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения[16], из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру.

В большинстве молодёжных субкультур характерно неприязненное отношение к гопникам, доходящее до крайнего антагонизма.

Исследователь Елена Бессонова отмечает, что в начале Перестройки гопники были единственными из молодёжной среды, кто не увлекался никакой музыкой[2]. Позже представители субкультуры были склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг, группа «Бутырка»). Также многие предпочитают попсу (поп-музыку) и «пацанский» рэп.

Стереотипные представления о гопниках

Среди повествующих о гопниках песен:

  • «Псы с городских окраин» группы «Чайф» (название песни нередко используется в качестве нарицательного для обозначения молодёжной уличной преступности[24])

Дэвид Браун посвятил новый альбом группы Brazzaville «Teenage Summer Days» русским гопникам[25].

В жанре блатной песни гопники и их деятельность описывается с симпатией. Среди таких песен можно выделить «Гоп-стоп» (известна в исполнении Александра Розенбаума) и «Гоп со смыком» (известна в исполнении Андрея Макаревича и Алексея Козлова).

В 2000 годах появились артисты, всё творчество которых посвящено пародированию типичных черт гопников и их хулиганского поведения в стиле так называемого «пацанского рэпа»: группы «Гопота», «Gopnik» (Украина), «Чорные GUN Доны», «a.b.i.b.a.s», «ОПГ», «Бешеные псы», а также исполнитель Рэпер Сява и гоп-панк коллектив «Холодный Дом»[26].

В клипе Потапа и Насти Каменских «У нас на раЁне» в начале и в конце выступают резиденты «Comedy Club UA», играющие роль гопников. Также в 2009-ом году на телеканале M1 по будням в 17:00 выходила программа «На РаЁне», ведущими которой были те самые гопники из клипа «У нас на раЁне».

В 2011 году радио Рекорд (Record Radio) выпускает сборник «ГопFM Pump», содержащие музыку преимущественно российских музыкантов в стиле pumping house, сборник основан на музыке с тематической вечеринки «ГопFM»[27].

См. также

Примечания

  1. ↑ Британский исследовательский центр предлагает отказаться от слова «гопник» // adelanta.info
  2. ↑ Не говори «гоп», пока его не перепрыгнешь… // www.rasklad.ru
  3. ↑ Концепты «мужчина» и «женщина» в субстандарте русского языка // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК. Выпуск 5. Ставрополь, 2007. С. 114.
  4. ↑ Жемчужины босяцкой речи. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  5. Краткий словарь уголовного жаргона / Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры 2001 ISBN 5771201812
  6. gramota.ru
  7. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов.— СПб.: Норинт, 1998
  8. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.— М: Русский язык, 2000.
  9. Наум Синдаловский «Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре» Издатель: Центрполиграф ISBN 9785952443150 Год: 2009
  10. Лиговский проспект — Прогулки по Петербургу
  11. Комикс новой жизни // Русский репортёр, № 43 (171), 4 ноября 2010
  12. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. — М.: ИНФРА-М, 2000.— 536 с.
  13. ↑ «Гопники» — значение понятия, и элементы репрезентации субкультуры «гопников» в России // «Social Identities in Transforming Societies».
  14. Марк Эймс и Яша Левин. В поисках гопников: Exile устраивает сафари в России // The Exile, перевод InoPressa.ru, 07 июня 2007
  15. Современная молодёжь // Говорит Москва, 16 октября 2009 года
  16. Гопники // Новая Газета, № 33, 12 Мая 2008 г.
  17. «Наши» стали чужими Коммерсант, № 12(3829), 29 января 2008
  18. Плавленый сырок // www.shender.ru
  19. Аура Медведева. Биоагроэкополис // www.apn.ru
  20. За что ликующая гопота умучила светофорчик? //www.rus-obr.ru
  21. Контроль над «Калининград. Ru» пытается получить «ликующая гопота» // www.angrapa.ru
  22. Контроль над «Калининград. Ru» захватила «ликующая гопота» // kaliningrad.net
  23. Ликующая региональная гопота радостно обсосала прокол Тимошенко с Иваном Франко // www.ua-today.com
  24. Псы городских окраин: на Россию накатила новая волна молодёжной преступности // Русский курьер.
  25. «Brazzaville заступится за гопников»
  26. Команда: «Холодный дом»
  27. Сайт проекта ГопFM

Литература

  • Жемчужины босяцкой речи. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
  • Козлов В. Гопники. — М.: Ad Marginem, 2002. — 288 стр. — ISBN 5-93321-041-2
  • Александр Шерман. «В челюсть!» Исследование природы гопника и сопряжённых явлений
  • Ханипов Р. А. «Гопники» — значение понятия, и элементы репрезентации субкультуры «гопников» в России // Social Identities in Transforming Societies
  • Александр Паршиков. Гопники — тоже субкультура? // www.molodoi-gazeta.ru
  • Владимир Богомяков. Не говори гоп. Субкультура, растворившаяся в толпе // Большой город, № 7 (204), 2008
  • Марк Эймс, Яша Левин. Meet The Gopniks: An Exile Safari // www.exile.ru
  • Дмитрий Чегин. Теория происхождения и эволюции «гопников» // www.rus-obr.ru
  • Марк Эймс, Яша Левин. Куда ты делся, русский гопник? // kp.ru

Ссылки

  • Exile рассказывает о вымирающей субкультуре гопников // www.newsru.com
  • Британский исследовательский центр предлагает отказаться от слова «гопник» // adelanta.info
  • До 16 и старше от 25 апреля 1991 года
  • Елена Бессонова. Не говори «гоп», пока его не перепрыгнешь… // www.rasklad.ru
  • Российская гоп-культура — перспективный сегмент для маркетологов. // gtmarket.ru
  • Омельченко Елена. Ритуальные битвы на российских молодёжных сценах начала века, или Как гопники вытесняют неформалов. // www.polit.ru
  • Иван Шышкин. Гопники: атака клонов // www.zn.ua
  • Петерс Янис Гопники идут // newtimes.ru
  • Евгения Смирнова. «Мы подошли из-за угла…» // info.sibnet.ru
  • Виртуальный музей гопников

Гопники на дорогах, гопники это кто.

Гречишников, Николай Николаевич, Палеозойская эра.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24