Га́мма в теории музыки — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.
Сначала гаммы делятся на две большие группы: мажорные и минорные.
Мажорные гаммы строятся по принципу: два тона, полутон, три тона, полутон. Самая простая мажорная гамма для фортепиано — до мажор (C dur), для скрипки — ре мажор (D dur).
Минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. Самая простая минорная гамма для фортепиано — ля минор (a moll).
Далее и мажорные, и минорные гаммы делятся на диезные и бемольные.
Диезные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют диезы. C dur и a moll не относятся к таким гаммам.
Бемольные гаммы — аналогично с диезными, но знаки — бемоли. Например: F dur, d moll.
Гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы — основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.
Это заготовка статьи по теории музыки. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Гамма (музыка).