Восто́чный нефтепрово́д (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан», ВСТО, ВСТО-1, ВСТО-2) — строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO.
28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») — трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО — 30 млн т в год. Далее половина прокачанной нефти будет отправляться по железной дороге в конечную точку нефтепровода — Спецморнефтепорт Козьмино (Приморский край). Ещё 15 млн т в год будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от Восточного нефтепровода в районе Сковородино.
Содержание |
Планы по строительству трубопроводной системы СССР с выходом на Тихий океан зародились не позднее 1970-х годов XX века. В своей книге «Загадка советской нефти» Маршалл Голдман (англ. — Marshall I. Goldman) «The Enigma of Soviet Petroleum» (Allen & Unwin: London, Boston, 1980) приводит карту нефтепроводов СССР, изданную ЦРУ в 1977 году. На ней Восточный нефтепровод обозначен пунктиром как проектируемый. Идея строительства Восточного нефтепровода вновь стала активно прорабатываться с конца XX века. Первоначально предложение о создании восточного трубопроводного маршрута для экспорта российской нефти исходило от руководства нефтяной компании «ЮКОС» — в то время, правда, речь шла о строительстве экспортного нефтепровода в Китай.
В декабре 1999 глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский провёл переговоры с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) по поводу строительства нефтепровода из России в Китай.
17 июля 2001 премьер-министр России Михаил Касьянов и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали соглашение «Об основных принципах разработки технико-экономического обоснования нефтепровода Россия-Китай» (Ангарск-Дацин).
За этим последовала длительная борьба между Китаем и Японией как основными потенциальными потребителями российской нефти, каждый из которых пытался пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут.
2 апреля 2002 «Транснефть» представила альтернативный проект нефтепровода из Ангарска в Находку. Его поддержал премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми.
В мае 2003 проекты объединили под общим названием «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО): было предложено направить основную нитку из Ангарска на Находку с ответвлением на Дацин. 27 июля, однако, экологическая комиссия Минприроды дала отрицательное заключение по проекту.
В феврале 2004 «Транснефть» сменила отправную точку трубопровода с Ангарска на Тайшет, а конечную — с Находки на бухту Козьмина.
Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 № 1737-р.
По проекту, разработанному государственной компанией «Транснефть», нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан мощностью 80 млн т нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) севернее озера Байкал через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмина (Приморский край (ранее конечная точка планировалась в бухте Перевозная).
Намечено строительство ответвления для экспорта нефти в Китай (строительство данного участка длиной 67 км и мощностью 15 млн т в год завершится, как планируется, в 2010 году).[1]. Также имеются планы строительства нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода.
Трубу предполагается строить в два этапа — на первом будет проведён нефтепровод от Тайшета до Сковородино с одновременным строительством терминала на побережье Тихого океана, куда нефть на первых порах будет доставляться от Сковородино по железной дороге. По первоначальной оценке «Транснефти», строительство должно было обойтись в $11,5 млрд, первый этап до Сковородино — в $6,6 млрд. По первоначальному графику строительства первый участок нефтепровода должен был сдаваться 1 ноября 2008 года. В феврале 2008 года дата сдачи первого участка нефтепровода была перенесена на декабрь 2009 года.
Протяжённость первой части ВСТО — 2,694 тыс. км. Трассы прокладываются навстречу друг другу из Тайшета и Сковородино. Соединение трубопроводов должно состояться в районе Ленска. Из Сковородино нефть будет поставляться в Китай по трубопроводу и на тихоокеанское побережье — по железной дороге.
В феврале 2007 в меморандуме перед размещением еврооблигаций «Транснефть» резко подняла ожидаемые затраты на реализацию проекта строительства трубопровода. Затраты на строительство первого этапа (Тайшет — Сковородино) мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмина (Тихий океан) были оценены уже в $11 млрд (295 млрд руб.). Ответвление на Китай будет построено за счёт китайской нефтяной компании CNPC[2], строительство ответвления протяжённостью 1030 км планируется завершить в 2008 году[3].
Дополнительно к нефтяной «трубе», по словам президента «Транснефти» Семёна Вайнштока, обсуждается совместно с «Газпромом» возможность прокладки параллельно газопровода, ориентированного на экспорт природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона[4].
Завершение работ и ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в 2009 году, в IV квартале[9]
По поводу причин срыва сроков он сообщил следующее:
Основные причины отставания от графика — экстремальные условия строительства системы, позднее начало работы и значительное увеличение протяжённости трассы[9]
В конце 2009 года газета «Ведомости» писала, что в 2010 году поставки нефти по новому маршруту будут убыточны для «Транснефти»: сетевой тариф на транспорт нефти по ВСТО утверждён в размере 1598 рублей за 1 тонну, а себестоимость транспортировки нефти, по словам президента АК «Транснефть» Николая Токарева, — $130 за 1 т[24]. Во втором полугодии 2010 года тариф на транспортировку увеличен до 1651-1815 рублей за 1 тонну.[25]
За 2010 год группа ТНК-ВР прокачала по ВСТО 2,4 млн тонн нефти.[26] Порт Козьмино перевалил 15,3 млн тонн сырой нефти[27]. Большинство танкеров, которые перевозили нефть, которая была доставлена по ВСТО, относилось к типу Афрамакс. По мнению экспертов Ллойда полноценное введение в строй нефтепровода приведёт к росту рынка Афрамаксов, которые могут принимать все порты назначения[28].
По данным на конец 2011 года, объем поставок нефти по ВСТО составляет около 300 тысяч баррелей в сутки.[29]
20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт.[30] Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров.[30] Утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода,[31] после чего на территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации.[30]
В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены.[32]
К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории.[31]
Впервые проверить «Транснефть» попросил депутат Государственной думы от «Единой России» Дмитрий Савельев, 20 августа 2007 года он направил соответствующий запрос.[33] 17 сентября 2007 года Семён Вайншток оставил должность президента «Транснефти» и возглавил ГК «Олимпстрой». В октябре 2007 года новым президентом «Транснефти» был назначен Николай Токарев.[34] В том же месяце новым руководством «Транснефти» была создана комиссия по проверке ВСТО.[35][36] В феврале 2008 года Вайншток по поводу её деятельности заявил: «Стояла конкретная задача — вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти — найдут»[36].
21 ноября 2007 года были обнародованы результаты работы специальной комиссии, которая выполняла проверку хода строительства ВСТО.[34] Согласно этой проверке, готовность первой очереди ВСТО по линейной части составляла тогда 41,1 % (при плановом показателе 60 %), а по нефтеперекачивающим станциям — 23,9 % (при плановом показателе 56 %).[34]
По итогам рассмотрения запросов депутата Савельева, 15 февраля 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО[33][36].
2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО.[36][37] В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов».[36][37][38]
24 марта 2010 года глава Счётной палаты Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что в результате проведённой Счётной палатой проверки строительства ВСТО в отношении руководства Транснефти по фактам мошенничества (сумма ущерба — 3,54 млрд рублей) было возбуждено уголовное дело, которое находится в производстве.[39][40][41][42]
16 ноября 2010 года Алексей Навальный опубликовал документы, содержащие, по его словам, сведения о крупных хищениях в ходе реализации проекта ВСТО[43][44]. Так, на странице 64 было написано: «… необоснованные затраты на СМР составят примерно 47 млрд рублей». Навальный заявил, что общая сумма хищений по всем документам, которые у него имеются, составляет более 120 млрд руб.[45] По словам Навального, эти документы являются результатом внутренней проверки строительства ВСТО комиссией «Транснефти».[45] Навальный заявил, что результаты работы комиссии Транснефти были засекречены.[46][47][48] Вслед за заявлением Навального последовал ряд публикаций в СМИ.[49][50][51][52][53][54].
Руководство Транснефти отказалось как-либо комментировать эти документы, мотивировав это тем, что блог Навального не является средством массовой информации[55].
16 ноября 2010 года оппозиционный политтехнолог Марина Литвинович заявила, что Навальному «заплатили» или «используют втемную», и что «заказ на мочилово Вайнштока ходит давно.»[56]
18 ноября 2010 года глава Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что ранее проведённая проверка Счётной палаты не выявила $4 млрд хищений[38][57]. Навальный в свою очередь обвинил Степашина в укрывании преступлений, заявив, что никто из опровергающих факт хищений не указывает на фальсификацию предоставленных документов[58].
19 ноября 2010 года аудитор Счётной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что скандал мог быть поднят по заказу[59] участников передела рынка в Юго-Восточной Азии. Он отметил, что озвученная в марте 2010 года Степашиным в отчёте о работе Счётной палаты за год сумма ущерба составила 3,5 млрд рублей.[41] Навальный утверждал, что по этому факту не было возбуждено никаких уголовных дел[60]. Это заявление Навального противоречит заявлению Степашина от 24 марта 2010 года, что уголовное дело было возбуждено.[41]
29 декабря 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что проверкой дела займется прокуратура.[61]
13 января 2011 года глава «Транснефти» Николай Токарев в интервью каналу «Россия 24» заявил, что публикации Навального — часть кампании противников ВСТО. Недостатки проекта ВСТО были выявлены по инициативе самой Транснефти, подчеркнул Токарев, добавив, что вся информация была направлена в соответствующие ведомства. По его словам, Навальный рассчитал размер ущерба методом экстраполяции, то есть, по сути, придумал эту цифру, которая в некоторых СМИ фигурирует как достоверная.[62]
26 января 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев в интервью газете «Ведомости», озвучил свою позицию: «Шума в отношении ВСТО было много, а доказательств пока никаких я не видел. Но раз тема привлекла общественное внимание, должно быть проведено полноценное расследование всех обстоятельств. И по линии правоохранительных органов, и по линии Счетной палаты. Пусть занимаются».[63]
28 сентября 2011 года Владимир Путин заявил, что результаты проверок Счётной палатой деятельности «Транснефти» по строительству ВСТО не выявили уголовной составляющей в этом деле[64].
Восточная Сибирь — Тихий океан.