Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Воздушный флот России

Перейти к: навигация, поиск
Императорскiй военно-воздушный флотъ
Императорский военно-воздушный флот Российской империи


Опознавательные знаки Русского императорского военно-воздушного флота
Годы существования

1912 — 1917

Страна

Российская империя

Подчинение

начальника управления

Входит в

Вооружённые силы Российской империи

Тип

Военно-воздушные силы

Участие в

Первая балканская война (на стороне Болгарии)[1]
Первая мировая война

Александр Матвеевич Кованько, Санкт-Петербург, 1904 год.

Росси́йский импера́торский вое́нно-возду́шный флот (воздушный флот, воздушный флот России) — военно-воздушные силы Российской империи. Существовал с 1910 по 1917 годы. Несмотря на короткую историю сыграл значительную роль в развитии мировой авиации[3].

Флот включал в себя органы военного управления, авиационные и воздухоплавательные соединения, части, заведения, учреждения и предприятия.

Предшествующие события

В декабре 1869 года была создана Комиссия по воздухоплаванию, перед которой была поставлена задача оценить перспективы применения воздушных шаров в военном деле. В 1870 году был поднят первый аэростат[4].

В феврале 1885 г. была сформирована Воздухоплавательная команда, в 1890 году преобразованная в отдельный воздухоплавательный парк, который находился в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам.

На манёврах 1902—1903 гг. в Киевском военном округе впервые использовали несколько воздушных шаров для ведения воздушной разведки и корректировки огня артиллерии[5].

Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные формирования при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров.

В 1903 году началось издание журнала «Воздухоплаватель».

После поражения Российской империи в русско-японской войне 1904—1905 гг., в 1905 году военное министерство начало военные реформы 1905—1912 года[6], которые должны были исправить выявленные в ходе войны серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении вооружённых сил.

В январе 1908 года был создан Императорский Всероссийский аэроклуб (ИВАК), председателем которого стал князь Александр Михайлович.

К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году.

В то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 году оно предложило Учебному воздухоплавательному парку (начальник — генерал-майор А. М. Кованько) построить пять аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана.

В 1909 году журнал «Воздухоплаватель» стал печатным органом ИВАК.

В 1910 году, во второй период военных реформ (1909—1912) годов началось создание военной авиации. Появление авиации стало возможным благодаря деятельности создателя аэродинамики Н. Е. Жуковского и талантливого авиаконструктора И. И. Сикорского.

Летом 1910 года была открыта первая лётная школа по подготовке военных лётчиков[7], для которой во Франции были закуплены самолёты французского производства. С мая 1911 года школа размещалась в Гатчине.

21 ноября 1910 года была открыта вторая лётная школа в Севастополе. Одним из первых руководителей русской авиации был великий князь Александр Михайлович, который стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем, а впоследствии шефом Императорского ВВФ.

Общая численность ВВФ Российской империи в 1910 году составляла 7 самолетов[источник не указан 454 дня].

В 1911 году в России был проведён первый опыт по созданию вооружённого самолёта — на один из самолётов установили пулемёт[7]. Кроме того, в 1911 году был впервые проведён опыт аэрофотосъёмки местности[8].

В ноябре-декабре 1911 года на базе ранее существовавших воздухоплавательных отрядов были созданы шесть авиаотрядов[7].

Воздушный флот России должен быть сильнее воздушных флотов наших соседей. Это следует помнить каждому, кому дорога военная мощь нашей Родины.

Великий князь Александр Михайлович, «К русскому народу», журнал «Тяжелее воздуха», 1912 год, 6.

25 февраля 1912 г. была создана комиссия для проработки вопроса вооружения дирижаблей. Члены комиссии провели опыты обстрела наземных целей с дирижабля из пулемёта «Мадсен», получив попадания в щит 9×7 м с расстояния в 1500 м. Комиссия разработала установку для монтажа пулемёта «Мадсена» в гондоле дирижабля, а также установку под пулемёт «Максим» для монтажа на гребне дирижабля «Альбатрос»[9]

До лета 1912 года авиация и воздухоплавание считались составной частью инженерного дела и находились в ведении воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления Военного министерства.

В Российской империи возникло[когда?] несколько частных предприятий по изготовлению самолётов и одно предприятие по производству авиамоторов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов.

История

Самолёт «Русский витязь».
Гидросамолёт Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле.

12 августа 1912 года приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу: в воздухоплавательную часть Генерального штаба, которую возглавил генерал-майор М. И. Шишкевич. Эта дата считается днём образования военной авиации России[10].

С 15 августа 1912 г. Офицерская воздухоплавательная школа провела опыты стрельбы с дирижаблей «Лебедь», «Ястреб», «Альбатрос». Стрельба из ружья-пулемёта «Мадсен» по наземным целям с высоты 600 м дала неплохие результаты попадания[9].

Весомый вклад в развитие авиации внесли первые русские лётчики: М. Н. Ефимов, С. И. Уточкин, Н. Е. Попов, А. А. Васильев и женщина-пилот Л. В. Зверева.

Развитие авиации в 1911—1913 гг. шло медленно. В 1913 году в Российской империи насчитывалось 4 небольших завода и 2 мастерские по производству и сборке самолётов, и лишь в мае 1914 года военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолётов[11].

В 1912—1913 гг. Д. П. Григорович разработал конструкции гидросамолётов типа М («М-1» и «М-2»)[7].

В 1913 году И. И. Сикорский построил на Русско-Балтийском заводе первый в мире четырёхмоторный биплан «Русский витязь» и первый в мире пассажирский самолёт, а впоследствии бомбардировщик «Илья Муромец».

На конкурсе военных аэропланов в Петербурге в 1913 г. был представлен биплан И. И. Сикорского, вооружённый, кроме бомб, ружьём-пулемётом «Мадсен» на шкворне в центроплане верхнего крыла[9].

В июле 1913 года военное министерство закупило 10 американских ручных пулемётов «льюис», которые были переданы в Офицерскую стрелковую школу. Позднее, после изучения конструкции и завершения испытаний пулемётов, «льюисы» были переданы в распоряжение военной авиации[12].

В декабре 1913 года воздухоплавательная часть Генерального штаба была ликвидирована, а её функции в части снабжения авиационной техникой были переданы воздухоплавательному отделению Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части организации и боевой подготовки — в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба.

В начале 1914 года русский авиатор Я. И. Нагурский совершил первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Г. Я. Седова.

Участие в Первой мировой войне

«Альбатрос», сбитый Нестеровым.
Русские авиаторы готовы к полёту на германском фронте, лето 1916 года.
Гавань Таллина — Императорские ангары гидропланов

По состоянию на начало Первой мировой войны Императорский военно-воздушный флот был самым большим в мире и насчитывал 263[3][13] невооружённых[14] самолёта (из них 224[15] — в составе 39[7] авиаотрядов) и 14 дирижаблей[16]. Невооружены русские самолёты были по одной банальнейшей и пустячной причине — в те времена ещё только изучали возможность ставить вооружение на летательные аппараты. Невооружёнными были самолёты у всех армий мира, ими располагавших. Россия не была исключением. Авиаторы отправлялись в полёт иногда вооружившись личным оружием — пистолетами, наганами и тому подобным[17]. Кроме того, развитие вооружений в этом направлении ограничивала Гаагская конвенция 1907 года, которая запретила все виды авиационного оружия[18].

Серьёзной была кадровая проблема — российская авиация располагала 129 квалифицированными лётчиками на весь самолётный парк[19].

В момент объявления войны на вооружении русской авиации состояли главным образом «ньюпоры» с моторами мощностью 70 лошадиных сил, в некоторых отрядах имелись учебные аппараты «фарман» типа XVI и XXII. Материальная часть во многих отрядах была совершенно изношена, и отряды выступили на войну с самолетами, пролетавшими два года. На войну были отправлены даже «ньюпоры» постройки завода Щетинина, построенные по неправильным чертежам, которые имели отрицательные углы атаки крыльев, что повлекло за собой целый ряд смертельных аварий; несмотря на это, аппараты оставались на службе и были посланы на войну[20].

К началу Первой мировой войны пилоты аэропланов были вооружены немецкими пистолетами Mauser C96[21].

Сначала самолёты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои[20].

Вскоре после начала войны количество аэропланов значительно уменьшилось (в Восточной Пруссии погибли авиаотряды, приданные 2-й армии генерала А. В. Самсонова, имелись потери и в других авиаотрядах) и 12 августа 1914 главнокомандующий великий князь Николай Николаевич издал приказ с требованием применять авиацию «лишь при действительной необходимости»[22]

В дальнейшем, развитие вооружённых сил сдерживала слабость материальной части и необходимость поставок из-за рубежа авиационных компонентов, особенно авиамоторов (производство авиационных моторов в мирное время в России отсутствовало, если не считать отделения завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 авиадвигателей в месяц)[20].

28 августа (8 сентября) 1914 года пилот П. Н. Нестеров совершил первый воздушный таран.

Зимой 1914—1915 гг. многие авиаотряды оказались в совершенно критическом положении вследствие полной изношенности аэропланов и моторов, эти отряды пришлось отвести в тыл для перевооружения и для переучивания летчиков. Часть отрядов, имевших «ньюпоры», были перевооружены аэропланами «моран-парасоль», некоторые отряды получили немецкие и австрийские аэропланы (захваченные и отремонтированные), однако перевооружение производилось без плана и хаотично[20].

17 января 1915 года было отдано распоряжение о вооружении аэропланов лёгкими пулемётами («льюис» и «мадсен»)[9].

В начале 1915 года было принято решение о создании метеорологической службы - 21 февраля 1915 был выполнен первый полёт, разработанный с использованием данных метеосводки, 20 апреля 1915 года было принято решение о создании в составе ВВС метеослужбы из четырёх метеостанций (одной Центральной метеостанции и трёх метеостанций при авиаотрядах)[23]

К весне 1915 г. большая часть авиаотрядов была перевооружена и вновь появилась на фронте[20].

31 марта 1915 года пилот А. А. Казаков выполнил второй воздушный таран[8].

31 мая 1915 года генерал-лейтенант П. К. Кондзеровский направил начальнику ГВТУ письмо, в котором предложил сбрасывать с аэропланов «зажигательные снаряды». В июне 1915 года в Императорском Московском техническом училище были изготовлены зажигательные снаряды конструкции прапорщика Б. Н. Юрьева в виде стеклянной бутыли с пиротехническим воспламенителем, заполненной смесью мазута, бензина и керосина. В дальнейшем, бутылки с зажигательной смесью начали поступать в авиачасти[24].

Центральное управление ВВФ начинает образовываться в январе 1915 года, когда было создано Управление заведующего организацией авиационного дела в действующей армии (авиадарм). Управление возглавил великий князь Александр Михайлович. Ему в специальном отношении подчинялась вся авиация действующей армии, кроме эскадры воздушных кораблей, подчинённой непосредственно, через командира эскадры) Верховному главнокомандующему (являлась его стратегическим резервом).

В 1915 году в качестве морского разведчика на вооружение была принята летающая лодка М-5[7].

В марте 1916 года в военном министерстве взамен ликвидируемых воздухоплавательного отдела ГВТУ и авиационных подразделений отдела по устройству войск Генштаба было создано Управление военного воздушного флота (Увофлот) во главе с генерал-майором Н. В. Пневским. Управление воздушным флотом становится централизованным. Именно с этого момент можно говорить о существовании императорского воздушного флота, до того имелись только авиационные и воздухоплавательные части.

В июне 1916 года в Россию прибыли французские аэропланы, которые были переданы в авиаотряды, но к этому времени они оказались совершенно устарелыми. Большинство воздушных боев между немецкими «фоккерами» и русскими аэропланами в этот период оканчивалось не в пользу русских авиаторов[20].

В конце 1916 года авиация русской армии была лучше, чем в начале войны. Но если принять во внимание то, что за 2,5 года войны Германия, Франция и Британия сделали громадные шаги по пути развития своих воздушных сил, то окажется, что к концу 1916 г. русская армия стала ещё беззащитнее в воздухе, чем была в 1914 году[20].

В 1916—1917 гг. в Ревельской гавани (Таллин) были построены железобетонные ангары для гидропланов авиации Балтийского флота, которые стали первыми железобетонными ангарами для авиации в мире[25].

После Февральской революции

К февралю 1917 года в Российской империи насчитывалось 1039 самолётов[7].

История Императорского военно-воздушного флота закончилась в 1917 году, после Февральской революции 1917 года, которая привела к развалу России, её вооружённых сил и авиационной промышленности.

Руководство воздушным флотом распределялось между тремя центральными органами[26]:

  • Управление Военно-воздушного флота (Увофлот или УВВФ), подчинявшееся военному министру — ведало авиацией внутренних военных округов, учебными заведениями, организацией снабжения фронтовых частей и закупкой авиатехники. После Февральской революции во главе Увофлота встал профессор Николаевской военно-инженерной академии, генерал-майор Д. В. Яковлев.
  • Управление морской авиации (УМА) — возглавляло авиацию Российского военно-морского флота.
  • Полевое управление авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего (ПУАиВ), образованное 16 апреля 1917 года на базе «Авиаканца» (Канцелярия полевого генерал-инспектора авиации) — ведало боевым применением авиации на фронтах. 23 апреля 1917 года начальником ПУАиВ с правами командира корпуса был назначен полковник С. А. Немченко. Затем его ненадолго сменил более популярный в авиационных кругах полковник С. А. Ульянин, но он, сославшись на незнание сферы своей деятельности так и не вступил в должность. 6 июня 1917 года начальником ПУАиВ был назначен известный боевой лётчик подполковник В. М. Ткачев[14].

В сентябре 1917 года на волне всеобщей демократизации возник ещё один руководящий орган — общественный Всероссийский совет авиации (Авиасовет), избранный Первым Всероссийским авиационным съездом и утвержденный приказом военного министра генерал-майора Верховского. Эту общественную организацию с неясным статусом, но большими амбициями возглавил лётчик-наблюдатель член эсер поручик Д. Д. Хризосколео. Многопартийный состав Авиасовета обусловил его раскол сразу же после захвата власти большевиками. Часть депутатов по тем или иным соображениям поддержала большевиков, остальные же встретили большевистскую революцию в штыки[26].

Накануне Октябрьского переворота Российский военно-воздушный флот состоял из более чем 300 различных частей и подразделений, в том числе 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, четырёх боевых отрядов самолётов «Илья Муромец», 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, а также многочисленные поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки и так далее. В авиационных частях служило до 35000 солдат и офицеров и около 1500 аэропланов различных типов[26].

Большинство первых русских пилотов погибли в ходе Первой мировой и гражданской войны или эмигрировали из Российской империи. Некоторое количество авиационных отрядов Императорского военного воздушного флота перешло на сторону большевиков.

Авиационные части СВ[когда?]

  • Управление эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» при штабе Верховного главнокомандующего. Начальник М. В. Шидловский.
  • Авиационный дивизион обороны Ставки Верховного главнокомандующего.
  • Авиационный дивизион для охраны Петрограда.
  • 1-й авиационный дивизион.
  • 2-й авиационный дивизион.
  • 3-й авиационный дивизион.
  • 4-й авиационный дивизион.
  • 5-й авиационный дивизион.
  • 6-й авиационный дивизион.
  • 7-й авиационный дивизион.
  • 8-й авиационный дивизион.
  • 9-й авиационный дивизион.
  • 10-й авиационный дивизион.
  • 11-й авиационный дивизион.
  • 12-й авиационный дивизион.
  • 3-й авиационный отряд истребителей.
  • 5-й авиационный отряд истребителей.
  • 7-й авиационный отряд истребителей.
  • 8-й авиационный отряд истребителей.
  • 9-й авиационный отряд истребителей.
  • 13-й авиационный отряд истребителей.
  • 14-й авиационный отряд истребителей.
  • 1-й армейский авиационный отряд.
  • 2-й армейский авиационный отряд.
  • 3-й армейский авиационный отряд.
  • 4-й армейский авиационный отряд.
  • 5-й армейский авиационный отряд.
  • 6-й армейский авиационный отряд.
  • 8-й армейский авиационный отряд.
  • 9-й армейский авиационный отряд.
  • 11-й армейский авиационный отряд.
  • 12-й армейский авиационный отряд.
  • Гвардейский корпусной авиационный отряд.
  • Корпусной авиационный отряд 2-го Гвардейского корпуса.
  • Гренадерский корпусной авиационный отряд.
  • 1-й корпусной авиационный отряд.
  • 2-й корпусной авиационный отряд.
  • 3-й корпусной авиационный отряд.
  • 4-й корпусной авиационный отряд.
  • 5-й корпусной авиационный отряд.
  • 6-й корпусной авиационный отряд.
  • 7-й корпусной авиационный отряд.
  • 8-й корпусной авиационный отряд.
  • 9-й корпусной авиационный отряд.
  • 10-й корпусной авиационный отряд.
  • 11-й корпусной авиационный отряд.
  • 12-й корпусной авиационный отряд.
  • 13-й корпусной авиационный отряд.
  • 14-й корпусной авиационный отряд.
  • 15-й корпусной авиационный отряд.
  • 16-й корпусной авиационный отряд.
  • 17-й корпусной авиационный отряд.
  • 18-й корпусной авиационный отряд.
  • 19-й корпусной авиационный отряд.
  • 20-й корпусной авиационный отряд.
  • 21-й корпусной авиационный отряд.
  • 22-й корпусной авиационный отряд.
  • 23-й корпусной авиационный отряд.
  • 24-й корпусной авиационный отряд.
  • 25-й корпусной авиационный отряд.
  • 26-й корпусной авиационный отряд.
  • 27-й корпусной авиационный отряд.
  • 28-й корпусной авиационный отряд.
  • 29-й корпусной авиационный отряд.
  • 30-й корпусной авиационный отряд.
  • 31-й корпусной авиационный отряд.
  • 32-й корпусной авиационный отряд.
  • 33-й корпусной авиационный отряд.
  • 34-й корпусной авиационный отряд.
  • 35-й корпусной авиационный отряд.
  • 36-й корпусной авиационный отряд.
  • 50-й корпусной авиационный отряд.
  • 1-й Кавказский авиационный отряд.
  • 2-й Кавказский авиационный отряд.
  • 3-й Кавказский авиационный отряд.
  • Петроградский авиационный отряд.
  • 1-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
  • 2-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
  • 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
  • 5-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
  • 6-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
  • 7-й Сибирской корпусной авиационный отряд.
  • 3-й отдельный Сибирский авиационный отряд.
  • 4-я боевая авиационная группа армий Северного фронта.
  • 1-я боевая авиационная группа армий Юго-Западного фронта.
  • Авиационная группа при штабе 2-й армии.
  • 2-я боевая авиагруппа.
  • 1-я авиационная рота.
  • 1-й авиационный парк.
  • 2-й авиационный парк.
  • 3-й авиационный парк.
  • 4-й авиационный парк.
  • 6-й авиационный парк.
  • 7-й авиационный парк.
  • Авиационная подвижная база 10-й армии.
  • Подвижная авиационная база 12-й армии.
  • 1-я передовая база 3-го авиационного дивизиона.
  • Авиационная база № 1 2-го авиационного парка.

Авиационные части Российского императорского флота

Первый аэростатоносец — «Русь» появился во флоте Российской империи 19 ноября 1904 года, он был куплен на пожертвования графа Строганова в Германии. «Русь» нёс на борту 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар. Аэростатоносец «Русь» не принял участия в русско-японской войне, а вскоре после поражения у Цусимы — продан «за ненадобностью».

В 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров Л. М. Мациевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев.

Весной 1910 года подполковником К. Конкоткиным был предложен гораздо более дешёвый проект по переделке устаревшего корабля «Адмирал Лазарев», в настоящий авианосец с полётной палубой и ангаром. Оба проекта не были отвергнуты, но проект Л. М. Мациевича был отправлен в архив после его гибели в авиакатастрофе осенью 1910 года, а проект Конкоткина, получив первоначальное одобрение, был закрыт после его перевода на Амурскую флотилию, с формулировкой «Дело производством само собой прекращено».

С началом Первой мировой войны, морское ведомство вновь вспомнило об авианосцах, но поскольку строить настоящие авианосцы было уже слишком поздно, то было принято решение переоборудовать пароходы «Императрица Александра», «Император Александр I», Император Николай I, Румыния в гидроавианосцы, а также дополнить вооружение крейсера Алмаз гидропланом.

После Февральской революции 1917 года, «Императрица Александра» была переименована в «Орлицу», а «Император Александр I» и «Император Николай I» в Республиканец и Авиатор. Все эти гидроавианосцы (включая и крейсер «Алмаз») успели принять активное участие в войне.[27]

Русские асы Первой мировой войны

поручик И. С. Башко

Во время первой мировой войны асами стали 26 пилотов русской армии[8]

Другие знаменитые лётчики

Лидия Виссарионовна Зверева на аэроплане. 1911

Отражение в социальной рекламе

Плакат в Липецке, 1999. «Исторические сведения: 1918—1919 — эскадра кораблей „Илья Муромец“»

См. также

Примечания

  1. Болгарская авиация в Первой Балканской войне (рус.). Уголок Неба. Проверено 21 декабря 2008. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  2. Илл. 110. Воздухоплавательный Парк. Обер-Офицер ( парадная форма ) Рядовые: 1) в рубахе, 2) в парадной и 3) в обыкновенной форме. ( приказ по воен. вед. 1890 г. № 291 ). // Иллюстрированное описание перемен в обмундировании и снаряжении войск Императорской Российской армии за 1881–1900 гг.: в 3 т.: в 21 вып.: 187 рис. / Сост. в Техн. ком. Гл. интендантского упр. — СПб.: Картографическое заведение А.Ильина, 1881–1900.
  3. 1 2 Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах / редактор А. Матвеев. — 1-е. — М.: Терра, 2008. — Т. 3. — С. 455. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00563-1.[уточнить]
  4. Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.). книга 3 (1800—1925). СПб., М., «Полигон — АСТ», 1998. стр.426
  5. «я вошёл в кабинет начальника штаба Киевского военного округа генерала Сухомлинова… Он встретил меня, кавалериста, приветливо, как собрата по оружию.
    - А вас тут уже давно поджидают с нетерпением, — сказал он. — Вы получаете на маневрах специальное назначение, к сожалению, не по вашей конной специальности. Дело в том, что мы испытываем впервые применение к военному делу воздушных шаров. Техника их удовлетворительна, но опыта наблюдений с них за за полем боя ещё нет.
    …я нагнал воздухоплавательную роту на биваке… полковник Кованько встретил меня
    »
    А. А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. том I (кн. 1-3). М., «Правда», 1989. стр.163-167
  6. Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.). книга 3 (1800—1925). СПб., М., «Полигон — АСТ», 1998. стр.672
  7. 1 2 3 4 5 6 7 Авиация // Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 1. М., Воениздат, 1976. стр.45-55
  8. 1 2 3 Геннадий Петров. Русские витязи // журнал «Российская Федерация сегодня», № 13-14, июль 2014. стр.62-66
  9. 1 2 3 4 Семен Федосеев. Российская карьера ружья-пулемёта «Мадсен» (часть III) // журнал «Мастер-ружьё», № 6 (159), июнь 2010. стр.42-51
  10. 12 августа 1912 года // «Щит и меч», № 29 (1333) от 9 августа 2012 года, стр.8
  11. Китанина Т. М. Россия в Первой мировой войне 1914—1917 гг. Экономика и экономическая политика. Часть I. Экономическая политика царского правительства в первые годы войны. 1914 — середина 1916 г. СПб., изд-во СПбГУ, 2003. стр.73
  12. Семен Федосеев. Российская карьера ружья-пулемёта «Мадсен» (часть II) // журнал «Мастер-ружьё», № 3 (156), март 2010. стр.58-63
  13. Русская армия // Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 7. М., Воениздат, 1979. стр.167-175
  14. 1 2 «на момент вступления в войну ни один из 236 русских аэропланов не был приспособлен для огневого поражения самолетов противника или наземных целей»
    Игорь Софронов. Личность: Русский сокол // журнал «Братишка», август 2012
  15. Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.). книга 3 (1800—1925). СПб., М., «Полигон — АСТ», 1998. стр.696
  16. Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.). книга 3 (1800—1925). СПб., М., «Полигон — АСТ», 1998. стр.694
  17. Ликсо В. В., Шунков В. Н., Обухович В. А., Никифоров А. Ф. Полная энциклопедия вооружений и боевой техники 1914–1918. — 1-е. — М.: АСТ, 2014. — С. 170. — 240 с. — (Военная энциклопедия). — ISBN 978-5-17084898-0.
  18. Первое вооружение на самолетах. Военное обозрение (21 мая 2011). Проверено 31 декабря 2014.
  19. Авиация Первой мировой — как Россия воевала в воздухе
  20. ↑ Россия в Первой мировой войне. Париж, 1939.
  21. К-96: легенда продолжается // журнал «Мастер-ружьё», № 12 (153), декабрь 2009. стр.32-39
  22. Юрий Бахурин, Евгений Белаш. Великая война 1914—1918: сумма технологий // журнал «Эксперт», № 31-33 (910) от 28 июля — 17 августа 1914. стр.61-65
  23. майор В. Н. Прямицын. "В случае благоприятной погоды... проводить полёты" // "Военно-исторический журнал", № 12, 2014. стр.13-18
  24. Ю. А. Бахурин. Бестиарий Великой войны: Неизвестные военно-технические проекты Российской империи // журнал «Родина», № 8, 2014. стр.42-46
  25. Lennusadama renoveerimise mahukaim etapp sai valmis // «DELFI.EE», 04. november 2011
  26. 1 2 3 Хайрулин М. А., Кондратьев В. И. Военлёты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне. — 1-е. — М.: Яуза, 2008. — 472 с. — ISBN 978-5-699-25314-2.
  27. Авианосцы. Выпуск 1: «Крылатые моряки России» Г. СМИРНОВ, В. СМИРНОВ, инженеры. Научный консультант напитан III ранга А. ГРИГОРЬЕВ Под редакцией командующего авиацией ВМФ, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации А. А. Мироненко, Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина. опубликовано в журнале «Моделист-Конструктор» № 10-1981

Ссылки

  • Русская авиация Первой мировой и Гражданской войн // на сайте War is Over
  • Авиация и воздухоплавание Первой мировой войны // на сайте РетропланЪ
  • Российская армейская авиация в Первой мировой войне // сайт «Уголок неба»
  • «Воздухоплавательный парк». Сайт, посвящённый 100-летию Офицерской Воздухоплавательной школы
  • Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов
  • В. Ф. Чельцов. История создания и деятельности штаба ВВС. 1912—1945 гг. // «Военно-исторический журнал», 2007, № 8

Воздушный флот России.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24