Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Внутренняя эмиграция 4 волны, внутренняя эмиграция в литературе, внутренняя эмиграция деятелей культуры

Перейти к: навигация, поиск

Внутренняя эмиграция — уклонение от участия в политической и общественной жизни государства; духовное отделение от государства; пассивная конфронтация с государственной системой, вызванная внутренним несогласием с господствующей идеологией, при невозможности это несогласие выразить. Является красивой метафорой аномии — своеобразного бегства от действительности, неучастия в делах государства и в жизни общества по тем правилам, которые заданы политическим строем. Альтернативой внутренней эмиграции могут быть диссидентство, дистанционное партнерство (стремление найти способ сосуществования с режимом, при сохранении какой-то степени личной независимости), умеренное сотрудничество (в областях деятельности, наиболее идеологически нейтральных, напр., естественные науки), либо же настоящая эмиграция или, напротив, полное сотрудничество с государством[1].

Например, в письме А.Леонидова, опубликованном в журнале «Огонек» (1999 г., № 2), пишется о том, что внутренняя эмиграция появляется, когда мыслящему человеку надоедает, что государство считает его «быдлом».

Принято считать, что наличие в той или иной стране «внутренней эмиграции» является признаком авторитарного или тоталитарного режима, господствующего в данной стране.

История

Значение термина «внутренняя эмиграция» неоднократно изменялось в зависимости от контекста исторических событий. Так, Дельфина де Жирарден в 1838 году посвятила очерк «Внутренняя эмиграция» французским аристократам времен июльской монархии, видящим в Российской Империи страну с куда более «правильным» политическим порядком, чем в родной Франции[2].

В зарубежных источниках термин «внутренняя эмиграция» относится в первую очередь к группе немецкой творческой интеллигенции времен третьего рейха; его первое использование датируется 1933 годом, в письме немецкого писателя Франка Тисса директору департамента министерства пропаганды Германии.[3]. В записках немецкого скульптора Эрнста Барлаха, датированных 1935 годом, этой метафорой описывается состояние, когда «преследования нацистов вынудили его стать эмигрантом в собственной стране»; в романе «Вулкан» (1939) Клауса Манна, «внутренними эмигрантами» называются все немецкие писатели, оставшиеся в Германии, но не принимающие нацистскую идеологию. Позже понятие «внутренней эмиграции» в немецкой критике было расширено с людей искусства на интеллигенцию и в целом население Германии, которое, хоть и не участвовало в антифашистском сопротивлении, не приняло нацистскую идеологию[4].

В России в сходном значении Герцен рассматривал идею «внутреннего отъезда»: «Мысль сосредоточиться в себе, оторвать пуповину, связующую нас с родиной, с современностью … является у людей после всякой неудачи, после каждой утраченной веры» («С того берега», 1851)[3] В современной форме термин «внутренние эмигранты» применялся Троцким в книге «Литература и революция» (1923) для описания писателей, оставшихся в России, но разделяющих круг интересов с писателями-эмигрантами. В последующие несколько десятилетий термин «внутренние эмигранты» в СССР относился скорее к культурному полю, чем к политическому. Во «внутренней эмиграции» обвиняли Анну Ахматову[5] и Мандельштама[источник не указан 1286 дней], а изданный в Нью-Йорке в 1956-м году «Словарь русской литературы» имел раздел «Внутренняя эмиграция», включающий Есенина и Пастернака[6].

В СССР

В советское время граждане, не разделявшие политического курса и идеологии СССР, выехать на постоянное место жительства в другие страны не могли. Разве что после тюремной или психиатрической отсидки, большого громкого скандала, который не удалось спрятать под ковром государственной машины. Диссиденты, вынужденные оставаться в родной стране и лишенные каких бы то ни было возможностей легально бороться за свои права и убеждения, уходили в так называемую внутреннюю эмиграцию.

В 70-е годы многие дворники и кочегары в столицах имели высшее образование, а некоторые — даже научные степени. В котельных и дворницких не проводились ленинские зачеты, общественно-политические аттестации и экзамены по марксизму-ленинизму. За эту относительную свободу граждане платили отказом от собственных карьерных амбиций и простого благосостояния. Таким образом несогласные старались свести к минимуму собственные контакты с государством, которое не только пренебрегало их интересами и убеждениями, но и репрессировало за них.

Примечания

  1. Феномен и природа конформизма российской интеллигенции в XX веке — № 8(1998) Проблемы образования, науки и культуры.
  2. Построение собственного образа: русские и французские варианты
  3. 1 2 Цитаты из русской истории. К. Душенко (Гл. «Троцкий» стр. 89) // Эксмо, 2005 г.; ISBN 5-699-12902-2
  4. Творчество писателей-антифашистов в Германии в годы нацизма. — автореферат докторской диссертации
  5. Феномен внутренней эмиграции. Е.Иванова
  6. С чуждых позиций — Вопросы литературы, № 6, 1958, C. 244—247

Ссылки

  • Феномен внутренней эмиграции. Е.Иванова
  • Новая «внутренняя эмиграция» в России начала ХХI века — О. Ю. Маслов, «Независимое Аналитическое Обозрение»
  • Блеск и нищета внутренней эмиграции — С. Хоружий, «Знамя» 2002, № 8
  • Внутренняя эмиграция «немецких консерваторов» Михайловский А. В. // Космополис № 3 (13), осень 2005. С.117-130.

Литература

  • «Между двумя мирами. Комплекс эмигранта.» Е. Салганик // Изд.: Парад, 2004, 288 стр.; ISBN 5-7739-0020-3


Внутренняя эмиграция 4 волны, внутренняя эмиграция в литературе, внутренняя эмиграция деятелей культуры.

Нещердо, Поболовский сельский совет, Шаблон:Лауреат госпремии Казахстана.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24