Адриан Ви́лларт | |
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |
англ. Adrian Willaert |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии |
композитор |
Адриан Ви́лларт (Willaert; ок. 1490, Брюгге — 7.12.1562, Венеция), фламандский композитор и педагог, работал в Италии. Представитель франко-фламандской (нидерландской) полифонической школы, основоположник венецианской школы.
Содержание |
Ученик (французского композитора) Жана Мутона. Работал преимущественно в Италии, куда переехал (предположительно) в 1514. С 1515 состоял на службе (в исторических документах упоминается как «певец Адриан») у кардинала Ипполита д‘Эсте в Ферраре, в 1518 посетил с ним Венгрию (возможно также Польшу). С 1527 руководитель капеллы собора Св. Марка в Венеции. Основоположник венецианской школы, среди учеников — Андреа Габриели, Джозеффо Царлино, возможно также Киприан де Роре и Никола Вичентино.
Писал духовную (мессы, мотеты, гимны, многохорные псалмы) и светскую (итальянские вилланеллы и мадригалы, французские шансон, ричеркары) музыку. Основная часть наследия — 175 мотетов на канонические и свободно сочинённые латинские тексты, по большей части на четыре, пять и шесть голосов, пять мотетов — семи- и восьмиголосные. В ранних мотетах (самые известные — «Christi virgo» ["Дева Христова"], «Saluto te sancta virgo» ["Радуйся, святая Дева"], «Magnum hereditatis mysterium» ["Великое таинство зачатия"]) Вилларт активно экспериментировал в области контрапункта и гармонии, музыкальной декламации и ритма.
В загадочном (неоднозначно расшифровываемом) мотете на юмористический текст Горация «Quid ebrietas non dissignat» (ок. 1519)[1] композитор последовательно обходит тональности квинтового круга (в том числе необычные для своего времени тональности далёких «степеней родства»[2]), руководствуясь необычной дидактической задачей — обучить музыкантов пению в чистом строе[3].
Вершина творчества Вилларта — поздние мотеты, масштабные композиции, образцы головокружительной полифонической техники (опубликованы в сборнике «Новая музыка», 1559). Шести- и семиголосные мадригалы (из того же сборника), написанные на полные тексты сонетов Петрарки из книги стихов «Канцоньере», — примеры разнообразной и детализированной трактовки поэтического текста. По музыкальной стилистике мадригалы Вилларта близки мотетам. Обильное использование в них имитационной полифонии затрудняет непосредственное восприятие распеваемого текста.
Выход чему не дает опьянение? Тайны раскроет,
Сбыться надеждам велит, даже труса толкает в сраженье,
Душу от гнева тревог избавляет и учит искусствам.
Полные кубки кого не делали красноречивым,
В бедности тесной кому от забот не давали свободу?
Перевод Н. С. Гинцбурга.
Adriani Willaert Opera omnia, ed. H. Zenck and others // Corpus mensurabilis musicae. Vol.3 // Rome, 1950-.
Адриан вилларт quando nascesti amor, адриан вилларт торрент скачать бесплатно, адриан вилларт слушать, адриан вилларт произведения.
Subject to Change (альбом Ванессы Мэй), Юшков, Сергей Геннадьевич, NGC 4703, Инкубатор:Яков Иммануэлевич Маршак.