Визель, Эмиль Оскарович | |
А.Эдельфельт. Портрет Э.О.Визель. 1900-е. Холст, масло. | |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Санкт-Петербург |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Ленинград |
Отец: |
Визель, Оскар Борисович |
Мать: |
Пуантэн, Мари Кристина |
Супруга: |
Штраус, Александра Эмильевна |
Награды и премии: |
Орден Почётного легиона, Париж, 1900 Баварский орден св. Михаила 3-й степени, Мюнхен, 1901 Командорский крест Бельгийского ордена Леопольда II, Брюссель, 1910 Орден Короны Италии, Рим, 1911 |
Эми́ль Оскáрович Ви́зель (1 марта 1866, Санкт-Петербург — 2 мая 1943, Ленинград) — художник, хранитель музея и действительный член Императорской Академии Художеств, организатор международных художественных выставок, член совета Эрмитажа и Русского музея, кавалер Ордена Почётного легиона, эксперт по русской и западной живописи и скульптуре в комиссии при музейном отделе Главнауки (в советское время).
Содержание |
Эмиль Оскарович Визель (Wiesel Emil, Anton, Joseph) — барон, сын Действительного статского советника, происходит из немецко-австрийского рода Визель.
Отец Оскар Борисович Визель (Wiesel Oscar, Sigismund) родился в России в 1826 году, выпускник Нежинского лицея, служил в Министерстве финансов России, неоднократно выезжал в Берлин, Амстердам и Париж по поручениям Их Императорских Величеств Александра II и Александра III.
Мать Мари Кристина Пуантэн (Pointin, Marie, Christine) родилась в 1835 году, дочь Франсуа Пуантэна из французской провинции Пикардии, отличившегося при сооружении серебряного иконостаса Казанского Собора, за что был награжден графом Юлием Помпеевичем Литтой серебряной медалью на Анненской ленте.
Брат Оскар Оскарович Визель (Wiesel Osсar), родился в России в 1864 году. Получив юридическое образование, служил в Германии, на Шпицбергене и в Швейцарии консулом России, позднее в качестве генерального консула в Италии (г. Неаполь) в чине действительного статского советника.[1]
Супруга Александра Эмильевна Штраус (Straus Alexandra, Hermina) (1866—1939) окончила киевскую гимназию и курс прикладного искусства при Обществе поощрения художников в Петербурге по специальностям «роспись фарфора» и «резьба по дереву».
Оскар Сигизмунд Визель
Мари Кристина Пуантэн
Франсуа Пуантэн
Оскар Оскарович Визель
Эмиль Оскарович Визель окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Интерес к рисованию и живописи побудил его одновременно посещать вечерние занятия в школе Общества поощрения художников, после чего он поступил в Академию художеств. Затем Эмиль Оскарович продолжил свое образование в Мюнхене, в мастерской Александра фон Вагнера. Здесь он освоил технику рисунка, характерную для этой школы и заключающуюся в четкости контура и тщательной деталировке изображаемого.
Позднее вместе со своим другом художником Иваном Ендогуровым перебрался в Париж, где они были приняты в знаменитую и популярную в те годы мастерскую Фернана Кормона. Там бурно соперничали приверженцы академизма и утверждавшегося импрессионизма. В классах Кормона занимались такие самобытные художники, как Анри де Тулуз-Лотрек и Винсент Ван Гог. Кормон открыл Визелю новые графические приемы, которые легли в основу выработанной Эмилем Оскаровичем техники импрессионистического живописного рисунка, базирующегося не на контуре, а на игре светотени.
Официальным признанием зрелости Э. О. Визеля как художника явилось экспонирование его работ, в том числе портрета И. И. Ендогурова, в Парижских салонах (1894, 1901). В начале двадцатого века Эмиль Оскарович создал серию портретов своих выдающихся современников. Среди них граф В. Н. Коковцев, академик А. П. Карпинский, астроном С. П. Глазенап, художник И. Е. Репин, врач Н. П. Гундобин, певец Л. В. Собинов, балерины М. М. Петипа и Г. С. Уланова, композиторы П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и многие другие. По заказам им написаны портреты президентов Академии художеств и членов царской семьи, а позднее и В. И. Ленина. Особое место в его наследии занимают многочисленные рисунки, выполненные в присущей ему импрессионистической манере, которые отражают любовь к Петербургу и его окрестностям, впечатления от городских событий, путешествий и встреч с самыми разными людьми. Глубоким лиризмом отмечены портрет маслом и большая серия рисунков, на которых изображен друг семьи пианист Владимир Софроницкий. Визель работал в живописи и графике, используя масло, акварель, гуашь, тушь, итальянский и графитный карандаш. Он зарекомендовал себя как мастер портретного жанра, пейзажных и интерьерных видов, а также как театральный художник.
Работы Э. О. Визеля хранятся и экспонируются в музеях Санкт-Петербурга[2], Москвы[3], Саратова, Казани. Театральный музей Санкт-Петербурга хранит оригинальные акварельные и карандашные зарисовки сцен из спектаклей и актеров в ролях. Отдельные фонды документов, переписки и рисунков Э. О. Визеля находятся в Академии Художеств, в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в музее истории Петербурга. К столетию его рождения (1966) в залах музея академии была развернута его персональная выставка, впервые представившая разностороннее творчество мастера. В 1998 г., в Казани, на большой выставке работ художественной династии Визелей в Музее изобразительных искусств РТ экспонировалось более 160 произведений Эмиля Оскаровича.
В 1894 году Эмиля Оскаровича приглашают на должность помощника хранителя Музея Академии Художеств. По инициативе Визеля были созданы новые отделы в Музее Академии, он участвовал в формировании фондов Русского музея (1898)[4], разработал новый Устав, провел реорганизацию, занимался подбором и отправкой экспонатов из фондов музея академии для создания музеев в провинциальных городах России, контролировал их деятельность[5].
В 1900 году Визель приезжает в Париж в качестве представителя России для организации русского художественного отдела на международной выставке. Его деятельность высоко оценена французским правительством — он становится кавалером ордена Почетного Легиона. Впоследствии ему поручается организация таких же отделов на Международной выставке в Мюнхене в 1901, в Брюсселе — в 1910, в Риме — в 1911, в Турине и в Вроцлаве (старое русское название Бреславль)[6] — в 1913 годах. В 1914 году Э. О. Визель избирается действительным членом Академии Художеств, работает экспертом по русской и западной живописи и скульптуре в комиссии при музейном отделе Главнауки, а также членом совета Эрмитажа и Русского музея.
Эмиль Оскарович упоминается в числе меценатов, которые материально поддерживали художников и жертвовали средства в Капитал имени Александра III «для вспомоществования бедным художникам, их вдовам и сиротам», учрежденный при Императорской Академии Художеств в 1894 году.[7]
В революционные годы Визель принимает на себя ответственность за сохранение и эвакуацию сокровищ музея Академии художеств в Москву и их последующую реэвакуацию в Петроград.
Известны теоретические работы Эмиля Оскаровича — сообщения, доклады и выступления в печати о музее. Визель участвовал в подготовке каталогов русской скульптуры и живописи из собрания музея академии (1915), составил несколько каталогов частных коллекций, поступивших в музей (например, каталог коллекции В. Э. Краузольда, 1908). Сохранился его фундаментальный научный труд «Зрительные восприятия и их взаимоотношения с живописью» (1930).
В период сталинских репрессий Эмиль Оскарович Визель, его супруга, его сын Оскар Эмильевич Визель (этно-лингвист, преподаватель Ленинградского института востоковедения) со своей женой Верой Александровной Шолпо и его внук Андрей Оскарович Визель были высланы в Казахстан, в поселок Челкар (1935). Несмотря на материальные и бытовые трудности, Эмиль Визель и Вера Шолпо — оба художники — погрузившись в среднеазиатскую эстетическую специфику, писали портреты и пейзажи. Благодаря ходатайствам близкого друга семьи Софроницкого, через два года было получено разрешение на возвращение старшим Визелям. Спустя еще год сыну Оскару Эмильевичу с семьей разрешают уехать из Казахстана, но не в Ленинград. Выбор пал на Казань, как университетский, музейный и театральный город с богатой интеллектуальной и художественной жизнью, где художник и лингвист могли бы найти работу по своей профессии.
Последним испытанием для Эмиля Оскаровича Визеля стала блокада Ленинграда, в возрасте 77 лет он умер в 1943 году в осажденном городе.
4 линия, Васильевский остров, д.1
Автопортрет
Супруга А. Э. Штраус
Великая Княгиня Мария Павловна
Граф В. Н. Коковцев (Эрмитаж)
Балерина М. М. Петипа (Музей истории отечественного хореографического образования и Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой)
Н. А. Римский-Корсаков (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)
Ленин в эмиграции (Государственный исторический музей, Москва)
А. Э. Визель
Венеция
Венеция
Интерьер квартиры на Васильевском острове
За картами
Интерьер квартиры Визель
Исакий
< Работы Э. О. Визеля: Стр.54. Автопортрет. 1922 г. (Карандаш); Стр. 54. Тифлис. 1931 г. (Карандаш); Стр.55. Портрет Алекандры Эмильевны Визель, жены художника. 1933 г. (Акварель); Стр.56. Репетиция балета. 1930-е. (Акварель, гуашь); Стр.57. Портрет Л. В. Собинова. 1935 г. (Акварель) >
Визель эмиль оскарович картины, эмиль оскарович визель, визель эмиль оскарович, визель эмиль оскарович биография.
Soigneur, Екатеринодарский отдел, Слободан Бошкан, Молибдат кадмия(II).