Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Взрыв парохода «Форт Стайкин»

Взрыв парохода «Форт Стайкин» произошёл 14 апреля 1944 года в Бомбее из-за воспламенения боеприпасов, перевозимых кораблем. В результате взрыва погибло более 1000 человек.

Содержание

Предыстория

SS Fort Stikine

«Форт Стайкин» — одновинтовый пароход, работавший на угле, имел валовую вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132,3 метра, ширину 17,1 метра, максимальная скорость — 11 узлов. В первый рейс корабль вышел в мае 1942 года. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн (бомбы, снаряды, фальшфейеры, торпеды, мины, взрывчатка) встал на разгрузку у пирса № 1 Бомбейского порта. Также на борту корабля перевозилось 8700 тонн хлопка-сырца в кипах (так в книге «100 великих кораблекрушений». Возможно, речь идет о 8700 кипах хлопка). На борту была также сера и 128 слитков золота по 12,7 кг каждый общей стоимостью более 1 миллиона фунтов стерлингов.

На борту были и другие грузы — рыбные удобрения, древесина, рис, машинное масло и др. Ф. С. был загружен с нарушением техники безопасности. Капитан Найсмит попытался выразить протест, но время было военное. По правилам, каждое судно должно было быть загружено по максимуму. И, конечно, техника безопасности приносилась в жертву объемам перевозок.

Катастрофа

Утром 12 апреля Ф. С. отшвартовался в порту. Через сутки началась разгрузка. На борту был груз «особой срочности» (хлопок и взрывчатка), который надо было разгружать немедленно. Но к взрывчатке приступили лишь к полудню, хлопок же не трогали вообще. Кроме того, половина докеров занималась другими грузами, например, рыбными удобрениями и металлоломом.

Через сутки весь металлолом был выгружен, кроме одного куска весом в 3 тонны, для которого требовался кран. Кусок лежал на штабелях досок, а под ними были кипы хлопка. Хлопок, пожароопасный сам по себе, имеет еще одно коварное свойство: при увлажнении он выделяет водород, и повышается температура.

14 апреля в 12:30 один из матросов с соседнего парохода «Иран» заметил струйку дыма из трюма № 2 «Форт Стайкина». В это же время дым увидели моряки с других судов. Через час дым заметил и помощник инспектора бомбейской пожарной команды Критчел. Однако они не стали никому сигнализировать, рассудив, что на Ф. С. работают люди, и если они не поднимают тревогу, значит, все в порядке.

На самом Ф. С. долгое время ничего не замечали. Наконец, один из грузчиков увидел дым и доложил офицерам. Команда принялась тушить пожар своими силами, задействовав пожарные насосы. На берегу аварийная пожарная бригада запустила передвижную установку. Командир этой бригады был прекрасно осведомлен о характере груза и приказал своему помощнику передать в диспетчерскую т. н. «сообщение № 2» (особо опасный пожар). Помощник, однако, до диспетчерской не дозвонился, а включил электрический пожарный колокол. По инструкции, звон этого колокола означал обычный пожар. В результате на Ф. С. отправились только две пожарные команды, в 14:16.

Они прибыли на место через 8 мин. и занялись тушением. «Сообщение № 2» все же было отправлено, и скоро к Ф. С. подкатило еще 8 пожарных расчетов. Они стали заливать трюмы водой. Чуть позже прибыло несколько пожарных судов. А вот крана, который мог бы поднять злополучный кусок металлолома и позволить людям тушить огонь более эффективно, так и не нашлось.

Потоки воды лились в трюмы, но, похоже, огонь только усиливался. Без нескольких минут три один из участков борта раскалился настолько, что на нем стала лопаться краска. Несомненно, там был очаг пожара. Если бы кусок борта был вырезан и на очаг направлены все помпы, возможно, катастрофы удалось бы избежать. Но неисправной оказалась сначала одна, потом вторая газорезательная установка.

На причалах собралась большая толпа зевак. И никому не пришло в голову предупредить окружающих серией коротких гудков или вывешенными сигнальными флагами об опасном грузе на Ф. С.

Пожар разгорался. Первые ящики со взрывчаткой загорелись в 15:40. В 15:50 капитан Найсмит приказал покинуть судно членам экипажа. В 16:06 прогремел взрыв. От взрыва образовалась приливная волна такой силы, что корабль «Джалампада» водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше одного из складов, высота которого была 17 метров. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящие кипы хлопка подожгли в радиусе 900 м от эпицентра все: корабли, склады, пакгаузы, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели.

На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев.

Потери

Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек, 42 человека лишились конечностей. Тело капитана Найсмита так и не нашли. Экономические потери были астрономическими. Огонь поглотил 55 тысяч тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества. Почти одна квадратная миля городских кварталов была уничтожена. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Погибло 4 крупных корабля; множество мелких; десятки автомобилей. Серьёзно пострадали корабли «Иран», «Норе трейдер», «Род эль Фараг», «Эмпайр индус», «Ченьон», «Джалавиджайя», «Кингьян», «Барода», «Форт Кревье», «Грациоза». Потери понесла железнодорожная инфраструктура. А вот одному бедному индусу, чья лачуга стояла в миле от берега, повезло — во двор с неба упал слиток золота, который он впрочем, узнав что случилось, передал властям.

Литература

  • 100 великих кораблекрушений. М: «Вече», 2003. ISBN 5-7838-0548-3

См. также


Взрыв парохода «Форт Стайкин».

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24