Вход Господень в Иерусалим | |
---|---|
Вход Господень в Иерусалим. Русская икона. | |
Тип | христианский, церковный |
Официально | Неделя ваий (по церковному уставу) |
также | Вербное воскресенье |
Значение | воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке |
Отмечается | православными, католиками и многими протестантами |
Дата | 6-е воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи |
В 2012 году | 1 апреля (католицизм), 8 апреля (православие) |
Празднование | богослужение |
Традиции | освящение ветвей деревьев, в России — верб в православии: |
Связан с | Страстной седмицей и Пасхой |
Вход Госпо́день в Иерусали́м, Неде́ля ва́ий, Ве́рбное воскресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.
В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы[1] (ср. болг. Връбница, белор. Вербніца, укр. Вербна неділя). Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава[2].
Содержание |
Праздник символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).
Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского[3], а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas — Пальмовое воскресенье) устанавливается к VII веку[4]. Предполагается, что впервые он был учрежден в Иерусалиме[5].
Праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.
В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная Седмица.
Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.
У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.
Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу. Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста. Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.
О́бщее воскресе́ние / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Тем же и мы, яко о́троцы победы зна́мения нося́ще, / Тебе Победителю смерти вопие́м: / оса́нна в вышних, / благословен Гряды́й во имя Господне.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,\ благословен Грядый во Имя Господне.
На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление/ и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:\ благословен еси, грядый Адама воззвати.
Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».
Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
Православные праздники | |
---|---|
Великие | |
Двунадесятые | |
Недвунадесятые великие |
|
Средние |
Переходящие праздники в православном календаре | |
---|---|
Подготовительные недели к Великому посту • 1-я • 2-я • 3-я • Масленица • Прощёное воскресенье • Великий пост • 1-я • 2-я • 3-я • 4-я • 5-я • Лазарева суббота • Вход Господень в Иерусалим • Страстная седмица • Пасха • Светлая седмица • Антипасха • Радоница • 3-я • 4-я • 5-я • 6-я • Вознесение Господне • 7-я • Троицкая суббота • Пятидесятница • Духов день • 1-я • Петров пост • 2-я |
Вербное Воскресенье.