Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Великое славословие чесноков, великое славословие болгарское

Вели́кое славосло́вие (греч. Ἡ Μεγάλη Δοξολογία) — в православном богослужении молитвословие, основанное на ангельской песне «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!», пропетой при благовестии пастухам о Рождении Иисуса Христа. В Католической церкви Великому славословию соответствует гимн Gloria in Excelsis Deo.

Великое славословие входит в состав утрени и повечерия (не употребляется за богослужением с понедельника по пятницу первой-шестой и Страстной седмиц Великого поста[1]). В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будние — читается. В богослужебной практике укоренился обычай на Великом славословии открывать Царские врата, а священнику облачатся в фелонь.[2]

Содержание

Текст

Происхождение

Великое славословие присутствует в составе древних восточных литургий (например, Фаддея и Мария).[3] В литургии Апостольских постановлений (конец IV века) приводится ранний текст славословия, включенный в состав утрени.[4] В чине литургии апостола Петра часть Великого славословия «Агнче Божий, вземляй грех мира, помилуй нас» используется в качестве причастного стиха.[5] Об употреблении на утрене песни «Слава в вышних Богу» упоминает псевдо-Афанасий в своём сочинении «О девстве».

Состав

Великое славословие состоит из двух частей. Первая часть, особо торжественная и радостная, начинается словами из Евангелия от Луки — «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14), которые предваряются возгласом священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» (восходит к временам раннего христианства и символизирует утреннюю зарю). Далее следует просительное обращение ко всем лицам Святой Троицы и краткое торжественное исповедание Христа, аналогичное совершаемому на литургии перед приобщением Святых Даров, — «Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь».

Вторая часть менее радостная и является компилятивной: состоит из различных библейских стихов (например, 144:2, 118:12, Дан.3:25 и другие). Эта часть уже исполнена покаянной скорбью и прошением очищения от грехов. Каждое из её молитвенных и хвалебных восклицаний, по мнению М. Н. Скабаллановича, «слиш­ком полно, законченно само в себе, чтобы еще нужно было продолжение или восполнение его».[3]

Уставные указания, касающиеся Великого славословия

На всенощном бдении накануне Крестопоклонной (3-ей) Недели Великого поста, Происхождения честных древ Креста Господня (14 августа) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября) перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение (как на литургии), а при пении Трисвятого совершает вынос Креста.

На утрене Великой Субботы (служится вечером в Великую Пятницу) настоятель надевает полное облачение, и перед славословием священники выходят к плащанице, а при пении Трисвятого берут плащаницу и начинают чин погребения Спасителя (крестный ход с плащаницей вокруг храма). То же самое совершается и при чине погребения Божией Матери (может совершаться в любой день попразднства Успения (до Отдания)).

Примечания

  1. Великое славословие и завершение утрени (уставные указания)
  2. Богослужебные указания
  3. ↑ Скабалланович М. Н. Толковый Типикон (глава: Славословие великое)
  4. Успенский Н. Д. Христианская православная утреня (глава: утреня Постановлений Апостольских)
  5. В римской мессе эти же слова произносятся между приветствием мира и причащением

Литература

Ссылки

  • Великое славословие (mp3)

Великое славословие чесноков, великое славословие болгарское.

Фоксман, Авраам, Нью-Йорк Сити балет, Гивенс, Робин, Епархия Ноттингема.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24