Архитектурный памятник | |
Варшавский вокзал
|
|
Вокзал после реконструкции |
|
Страна | Россия |
Район Санкт-Петербурга | Адмиралтейский |
Тип здания | вокзал |
Архитектурный стиль | эклектика |
Автор проекта | П. О. Сальмонович |
Строительство | 1857—1860 годы |
Основные даты: |
|
Статус | памятник архитектуры |
Состояние | хорошее |
Сайт | Официальный сайт |
Варшавский вокзал на Викискладе |
(O) Северо-Западных ж. д.) в Санкт-Петербурге.
В настоящее время — недействующий железнодорожный вокзал, архитектурный памятник, переоборудованный в развлекательно-торговый комплекс.
Вокзал был построен в 1852—1853 годах по проекту архитектора К. А. Скаржинского для железной дороги от столицы до царской резиденции в Гатчине. Длина дороги составляла 44,6 км, дорога была открыта в ноябре 1853 года. Здание с трёх сторон первоначально охватывало платформы, перекрывавшиеся арочной конструкцией из металла и стекла.
В 1857—1860 гг. с целью расширения вокзала построено новое здание (архитектор П. О. Сальманович), два каменных дома для служащих (один сохранился) и произведена реконструкция путевого дебаркадера. Каркас из железа со стеклянным заполнением, перекрывавший весь проём посадочных платформ, отвечал передовым архитектурным тенденциям того времени, однако оказался дорогим в эксплуатации и загрязнялся паровозным дымом. С 1857 года строительство линии велось Главным обществом российских железных дорог[1].
В 1859 году дорога была проложена до Пскова (273 км), 15 (27) декабря 1862 года было открыто движение до Варшавы (Петербурго-Варшавская железная дорога)[1]. Отдельная ветка до прусской границы (Ландварово — Вержболово) соединила Санкт-Петербург со столицами европейских государств.
Поезда Варшавской линии отличались удобными и богато обставленными вагонами, предназначавшимися, в первую очередь, для пассажиров первого класса. По этой дороге ходил императорский поезд и ряд «семейных» составов, принадлежавших самым богатым и влиятельным российским фамилиям. В Европу из Петербурга отправлялись с Варшавского вокзала. Отсюда отбывал в Париж воспетый Набоковым «Норд-Экспресс».
В годы Первой мировой войны Варшавский вокзал как сравнительно малозагруженный принимал эшелоны с ранеными; для приёма раненых к платформам вокзала специально была проложена ветка от городской трамвайной сети[1].
В 1930-е годы на Горячем Поле близ Варшавского вокзала для доставки грузом на заводы были построены трамвайно-железнодорожная погрузочная станция и грузовой трамвайный парк, позже получивший имя Красуцкого. Согласно Генеральному плану 1935 года Измайловский проспект планировалось продлить через территорию вокзала к юго-западу, при этом здание Варшавского вокзала предполагалось снести. Эти планы не были реализованы [1].
Во время Великой Отечественной войны вокзал пострадал от обстрелов и бомбёжек. Реставрационные работы были завершены в 1949 году. На главном фасаде вокзала, в нише, установили бронзовую скульптуру В. И. Ленина (ск. Томский Н. В.).
В конце 1960-х годов, при электрификации Варшавской линии, железнодорожные пути вынесли из-под дебаркадера, остеклённую крышу демонтировали.
15 мая 2001 года вокзал был закрыт на реконструкцию, поезда пригородного и дальнего сообщения были переведены на Балтийский и Витебский вокзалы. На путях развернули экспозицию Музея железнодорожной техники имени В. В. Чубарова. Сам вокзал реконструирован в торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», трамвайные пути, статуя Ленина и герб Советского Союза были демонтированы.
Были планы размещения в здании вокзала Музея современного искусства, по аналогии с Музеем Орсе, также располагающимся в здании бывшего вокзала в Париже.
От названия вокзала происходят наименования соседнего проезда, моста через Обводный канал, храма, а также Варшавской улицы. Нынешний адрес — наб. Обводного канала, 118.
В разных корпусах архитектурного памятника, расположены «пакгаузы Комплекса зданий Варшавского вокзала» — бывшие объектами культурного наследия, в основном, сняты с учета в 2007 году[2] и разрушены в 2013 году.
Варшавский вокзал на открытке начала XX века
Варшавский вокзал в 2001 г.
Вид со стороны путей. Фото 2012 г.
|
||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Автобусные вокзалы и станции
Морской транспорт Большой порт Санкт-Петербург
Речной транспорт
|
Варшавский вокзал (Санкт-Петербург).