Преподобный Варлаам Керетский, чудотворец Кольский (около 1505 — около 1590) — православный священник, позже монах; провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке. Память совершается 6 ноября по юлианскому календарю (19 ноября по новому стилю).
Варлаам (до пострига — Василий) родился в селе Кереть на берегу Белого моря, вероятнее всего, в семье простого помора. Согласно житию Василий был «научен книгам» (был грамотным), что было большой редкостью в те времена. Возможно, обучение проходило в Шуерецком скиту у старца Зосимы и преподобного Феодорита Кольского.
Примерно в 1535 году Василий вступил в брак и был рукоположён сначала в диакона, а вскоре в иерея, после чего направлен настоятелем в Никольскую церковь города Колы. Являясь подвижником благочестия и непрестанным молитвенником, отец Василий всячески боролся с саамским язычеством, проповедовал истинность православия и изгонял бесов.
Согласно преданию, отец Василий изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и топившем утлые судёнышки рыбаков; тот, покидая «насиженное место», пригрозил, что отомстит «попу». Примерно в 1540 году иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного. Известно, что священник Василий убил свою жену, однако нет достоверных данных о том, какова была этому причина. Согласно житию он заподозрил жену в супружеской неверности и убил в припадке ревности. По другой версии его жена начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан; отец Василий попытался изгнать беса и в результате смертельно ранил жену («был обманут лукавым»).
Похоронив убитую супругу, Василий отошёл в Колу для покаяния к преподобному Феодориту. Последний, согласно канону, наложил на Василия епитимию — возить тело жены в карбасе, пока оно не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно; при этом Василию лишь раз в год на Пасху позволялось поесть рыбы, в остальное время полагался жесточайший пост. Вернувшись в Кереть, Василий выкопал гроб с женой и в течение трёх лет плавал по бурному морю («против зельнаго обуревания»), непрестанно поя покаянные псалмы пророка Давида. В конце своего подвига Василий решил узнать, принял ли Бог его покаяние. Находясь у переволока на Святом Носу, видя обилие морских червей («корабельных сверлил»), которые являлись причиной гибели многих судов, Василий помолился Богу и «кроплением воды» изгнал этих моллюсков, сделав «путь благопроходен».
Вторично похоронив супругу Василий, принял постриг с именем Варлаам. Посетив Печенгскую обитель, Варлаам поселился в устье реки Кереть, где подвизался в посте и молитве. Согласно канону Варлаам обрёл дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а, наоборот, всячески избегал славы от людей.
Точная дата смерти преподобного Варлаама неизвестна. Вероятнее всего, он скончался в 1589 или 1590 году. Тело его нашёл бедный крестьянин и перенёс в село Кереть, где и похоронил.
Ещё при жизни преподобный Варлаам прославился чудотворением как целитель и спаситель на море. После смерти чудеса преумножались, в связи с чем его стали почитать не меньше, чем святителя Николая Мирликийского. В 1722 г. при разборе часовни Вмч. Георгия Победоносца были найдены нетленные мощи преподобного Варлаама. В 1725 г. мощи были освидетельствованы. До 1961 г. мощи преподобного Варлаама находились в селе, а потом бесследно исчезли. Память совершается 6 (19 н.с.) ноября. В Мурманской и Карельской епархиях принято служить всенощное бдение по Общей Минее (существует канон преподобному Варлааму XVII в.).
Варлаам керетский икона, варлаам керетский тропарь, варлаам керетский архангельский иеромонах.
Берзан, Александр Яковлевич, Конфиндустрия, Василий Ключевский, Современный патерик, Шаблон:Книга:Красная книга Самарской области/doc.