Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Буян-Бадыргы

Монгуш Буян-Бадыргы
1-й Председатель Совета Министров Народной Республики Танну-Тува
13 августа 1921 — 1922
Предшественник: Должность учреждена
Преемник: Маады Далайович Лопсан-Осур
4-й Председатель Совета Министров Народной Республики Танну-Тува
20 сентября 1923 — 18 сентября 1924
Предшественник: Идам Сюрун
Преемник: Соян Оруйгу
1-й Первый Секретарь ТНРП Тувинской Народной Республики
январь 1926 — февраль 1927
Предшественник: Шагдыр (как Генеральный секретарь ТНРП
Преемник: Амбын-нойон Соднам Балчир
 
Партия: Тувинская народно-революционная партия
Рождение: 25 апреля 1892(1892-04-25)
Аянгаты, Тува
Смерть: 22 марта 1932(1932-03-22) (39 лет)

Монгуш Буян-Бадыргы (тув. "Рассеивающий святость"; 25 апреля 1892 — 22 марта 1932) — тувинский общественный деятель, основоположник тувинской государственности.

Содержание

Ранние годы

Буян-Бадыргы родился 25 апреля 1892(18920425) года в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна в семье арата-табунщика Номчуга Монгуша. Он был усыновлен нойоном Хайдыпом (Буурул Ноян) Хемчиксого Даа-кожуна (Даа — это западная часть Тувы, недалеко от кочетовского села Атамановка).

Хайдып был, пожалуй, одной из наиболее ярких и сильных личностей в политической истории Тувы. Встречавшиеся с ним европейские и русские путешественники отмечали его высокую образованность, аристократизм, управленческий талант. Однако Хайдып, судя по всему, не совсем ясно представлял себе масштабы и силу северного соседа… После проигрыша России в русско-японской войне отношение нойона к русским поселенцам резко изменилось, фактически — началось их изгнание. Ситуация обострялась все больше и разрешилась пограничным конфликтом между вооруженными отрядами Хайдыпа и сибирскими казаками. Казаки победили, а Хайдып по приказу китайских властей покончил с собой (за разжигание международной напряженности). Впрочем, по другой версии, он удалился в Тибет, где в медитативном уединении и закончил свою земную жизнь в этом воплощении.[1]

Именно от своего приемного отца Буян-Бадыргы унаследовал остроту ума, чувство собственного достоинства, прекрасные манеры и склонностью к разумным компромиссам. В 1908 году, после смерти приемного отца, он в 16 лет становится клановым вождем — Даа-нойоном. Несмотря на возраст, пользовался заслуженным авторитетом и у тувинцев, и у русских, и у монголов. Современники отмечали его образованность. Буян-Бадыргы был учеником монгольского ламы Оскала Уржута.[2] Он свободно владел, кроме родного, монгольским, тибетским, китайским и русским языками.

В 1912 году, после Синьхайской революции и последовавшего ослабления китайской власти, Буян Бадыргы оказался среди «русофилов». Существует мнение, что как раз он сочинял обращение к русскому царю Николаю с просьбой о покровительстве, подписанное урянхайским амбын-нойоном, «имеющим от Дайцинского государя чин корпусного командира и павлинье перо и от Великого Российского государства белого государя — одну золотую медаль для ношения на шее и орден Св. Станислава второй степени».

Созыв Хурала и провозглашение независимости Тувы

Ещё до начала учредительного съезда Буян-Бадырг собрал правителей Хемчикского кожууна и разработал проект Конституции, где объявлялся суверенитет Танну-Тува (улус). Проект был предложен наряду с проектом И. Сафьянова (Эккендея) на рассмотрение съезда и получил одобрение. Буян-Бадырг председательствовал на тройственной конференции представителей Тувы, России и Монголии в 1924 году и в немалой степени содействовал её успешной работе. По результатам конференции Советский Союз (в 1924) и Монголия (в 1926) признали независимость Тувинского государства.

Политическая деятельность и посты

  • в 1908 Даа-нойон Хемчиксого Даа-кожуна;
  • в 1921 году Монгуш Буян-Бадыргы был избран в первый состав Правительства республики;
  • в 1922 году избран заместителем Председателя Совета Министров;
  • в 1923 году избран Председателем Совета Министров;
  • в ноябре 1926 года на сессии Малого Хурала его избрали министром финансов республики. С его участием были разработаны и приняты конституции республики 1921, 1923, 1924 1926 годов.
  • Под его руководством был создан тувинский ревсомол.

Религиозно-просветительская деятельность

Силой авторитета Буян Бадыргы поддерживал буддизм, активно участвовал в созыве Всетувинского съезда лам. Одно время являлся председателем законодательной комиссии, писал закон о браке и семье.

Семья

Проживал вместе с семьей в Чоон-Хемчикском хошуне в местечке Кадыр-Эл (до 1929 года, пока его не арестовали). У Буяна-Бадыргы не было собственных детей, но в 1910—1920 годах, точно неизвестно, он удочерил годовалую дочку знакомых, назвав её Дембикей.

Арест и смерть

Буян-Бадыргы был арестован в 1929 году, содержался в тюрьме. В марте 1932 года на заседании Политбюро ЦК ТНРП Монгуш Буян-Бадыргы вместе с другими был обвинен в «контрреволюционных бандитско-грабительских» действиях, участии в Хемчикском восстании «черно-желтых» феодалов в 1924 году и расстрелян. Вместе с ним был расстрелян секретарь ЦК ТНРП Иргит Шагдыржап, бывший премьер-министр Куулар Дондук.

Монгуш Буян-Бадыргы был реабилитирован в 1994 году (окончательно только в 2007).

Политическую, а затем и физическую смерть принесли Монгушу Буян-Бадыргы носители нового политического курса Шагдыржап, Тока, Метс, Чулдум, Таня, Данчай и многие другие. Сам Буян-Бадыргы сказал незадолго до смерти:

«Оореткилээн салгалдарым парлар болду
Оореткилээн салгалдарым ожу болдум»
(«Вскормленные мною — оказались тиграми,
выученным мною — оказался я соперником»).[3]

Завещание Буян Бадыргы

Народ мой, клеветой я обесчещен
Я, даже мыши жизни не лишавший
Я никому зла в жизни не желавший
Дыханием у острия ножа стою

Убьют меня за то, что «феодал»
За то, что я возглавил правительство народа
За то, что в партию народную вступил
За то, что я враг своего народа

Пусть Родиной останется для вас Танды Тыва моя
Поля с обильным щедрым урожаем — вашими
И небо ясное пусть будет вашим небом
Стремительные реки пусть будут с вами

День уличенья лжи наступит непременно
Кровавых тайн разоблаченье обязательно придет
Вернут мне имя доброе и честь
И правоту мою восславить — будет время

Память

  • В 1997 г., на 105-летний юбилей, в г. Кызыл на «объездном кольце» было заложено основание памятника Буяну-Бадыргы, который, однако, в настоящее время планируют установить у площади Арата.
  • В нескольких населённых пунктах Республики Тува именем Буян Бадыргы названы улицы.
  • В г. Чадан Дзун-Хемчикский р-на республики Тува работает краеведческий музей им. Буян Бадыргы[4]
  • В Кызыле работает гостиница, носящая имя Буян-Бадыргы.

Примечания

  1. Мышлявцев, Борис Александрович, «Тува на коленях?»
  2. Буддизм в период существования ТНР (1921—1944 гг.)
  3. Буян-Бадыргы
  4. Чаданский музей им. Буян Бадыргы

Литература

  1. Нелли Хоз-оол Монгуш Буян-Бадыргы 2004 г.
  2. Монгуш Борахович Кенин-Лопсана Буян-Бадыргы (2000)
  3. Салимаа Ховалыг Личность в истории: Монгуш Буян-Бадыргы (1892—1932) 2007г
  4. Ламажаа Ч. К. Поколенческий подход к истории Тувы XX века 2007г
  5. Сайда Саая Развитие взаимоотношений Советского Союза и Тувы в 1921 −1944 гг. 2001г
  6. Доброе имя Буяна-Бадыгры восстановлено
  7. К 117 годовщине со дня рождения Монгуша Буян Бадыргы
  8. Участия Буяна-Бадыргы в установлении отношений с царской Россией

Буян-Бадыргы.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24