Борис Годунов | |
Борис Годунов | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Клод Абей |
Автор сценария |
Александр Пушкин,Модест Мусоргский (либретто) |
В главных ролях |
Руджеро Раймонди |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
115 мин |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0096968 |
Борис Годунов - фильм-опера 1989 года польского режиссера Анджея Жулавского. За основу была взята вторая редакция,созданная Модестом Мусоргским в 1872 году. В главной роли - Руджеро Раймонди, дирижер Мстислав Ростропович.
Изначально режиссером фильма был Анджей Вайда[1], но после того как он отказался от работы над проектом, режиссерское кресло занял Анджей Жулавский. Запись оперы для фильма была сделана Мстиславом Ростроповичем совместно с Вашингтонским национальным симфоническим оркестром в 1987 году, заглавные партии исполнили Руджеро Раймонди, Галина Вишневская, Кеннет Ригел. Съемки картины проходили во Франции.
Персонаж | Актер | Исполнитель партии |
---|---|---|
Борис Годунов | Руджеро Раймонди | Руджеро Раймонди |
Марина Мнишек | Дельфин Форест | Галина Вишневская |
Григорий Отрепьев | Павел Слаби | Вячеслав Полозов, Николай Гедда |
Пимен | Бернар Лефорт | Павел Плишка |
Юродивый | Павел Слаби | Николай Гедда |
Варлаам | Ромуальд Тесарович | Ромуальд Тесарович |
Василий Шуйский | Кеннет Ригел | Кеннет Ригел |
Федор | Урос Александрик | Мэтью Фиш |
Сюжет фильма почти полностью повторяет сюжет оперы, однако режиссер изменил последовательность некоторых сцен и дал событиям иную трактовку, так, в частности, в фильме присутствует эпизод, в котором хозяйка трактира соблазняет монаха (Григория Отрепьева), несколько раз в кадре появляется обнаженная Марина Мнишек. Исходя из своей концепции понимания оперы, Жулавски хотел, чтобы Борис по сюжету был не только убийцей царевича Дмитрия, но и любовником своей дочери Ксении, однако по требованию продюсеров от этой идеи режиссеру пришлось отказаться[2].
Москва, 1598 год, Царь Федор скончался не оставив наследника, на трон вступает его шурин Борис Годунов, которого мучат сомнения и страхи.
Проходит несколько лет. В келье Чудова монастыря летописец Пимен рассказывает молодому иноку Григорию Отрепьеву, что царь Борис Годунов виновен в смерти законного наследника царевича Дмитрия. В голове молодого человека рождается дерзкий план: он назовётся Дмитрием и сместив Бориса, захватит российсий престол. В тот же день Отрепьев бежит из монастыря. Спустя некоторое время он оказывается в трактире, расположенном на литовской границе. Туда же забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил. Гости с радостью принимают предложенные хозяйкой напитки, пьют и веселятся. Вскоре в корчму приходят приставы, которые ищут Отрепьева. Григория узнают, но ему вновь удается скрыться.
В Москве разносится слух о появлении самозванца. Борис Годунов видит в этом кару за совершенное им когда-то убийство. Он пытается узнать у Василия Шуйского подробности о «выжившем царевиче». Между тем Марине Мнишек удается уговорить Григория Отрепьева встать во главе войска и пойти на Москву.
Войско Лжедмитрия подходит к Москве, однако Борис не предпринимает никаких действий, чтобы сохранить престол. Ему везде чудится призрак убитого им царского сына. В еще большее смятение его приводит разговор с Юродивым, который прямо обвиняет Годунова в совершенном злодеянии. Василий Шуйский приводит во дворец Пимена, который рассказывает о чудесном исцелении слепого, который помолился над могилкой царевича Дмитрия. Не в силах справиться с муками совести, Борис, благословив своего сына Федора на царство, умирает. Самозванец занимает Москву и его провозглашают царем.
Фильм был враждебно встречен критикой и получил отрицательные отзывы, что стало одной из причин провала в прокате. Режиссера обвиняли в русофобских настроениях, заведомом искажении исторических фактов,а также в неуважении к русской национальной культуре[3]. Дирижер Мстислав Ростропович подал на Жулавского в суд, обвинив в оскорблении русской души. Режиссер прокомментировал данные нападки следующим образом:
В «Андрее Рублеве» есть одна прекрасная сцена, когда в церковь входит дурочка, видит фрески и писает под себя. И я, в духе этой сцены, сделал такую же в «Борисе Годунове». Там у меня есть юродивый, он крестится на церковь, молится и тоже писает в ведро – он ходит с ведром, как в либретто оперы. И представьте себе, что Ростропович возмутился, услышав в фильме этот звук, – как юродивый мочится в ведро! А там этого звука не было! Ничего вообще не видно, только можно догадаться. И он обвинил меня в суде в оскорблении русской души.— Анджей Жулавский [4]
.
Несмотря на авторитет и большую популярность Ростроповича, судебное дело было выиграно Жулавским. Ростропович попросил включить в титры замечание о том, что он не несет никакой ответственности за сцены, которые режиссер по своему желанию добавил. [4]
Фильмы Анджея Жулавского | |
---|---|
1960-е | Павончелло • Песнь торжествующей любви |
1970-е | Третья часть ночи • Дьявол • Главное — любить • На серебряной планете |
1980-е | Одержимая • Публичная женщина • Шальная любовь • Мои ночи красивее, чем ваши дни • Борис Годунов |
1990-е | Голубая нота • Шаманка |
2000-е | Верность |
Борис Годунов (фильм, 1989).