Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Благовещение (Фра Анжелико, Прадо)

фра Беато Анжелико
Благовещение, ок. 1426
Annunciazione
Дерево, темпера. 194×194 см
Прадо, Мадрид

«Благовещение» — один из алтарных образов на тему визита архангела Гавриила к деве Марии, написанных фра Беато Анжелико, в настоящий момент находится в экспозиции Прадо.

Содержание

История произведения

  • Ок. 1426 года[1] (по другим источникам, в 14301432): была написана для церкви Санто Доминго де Фьезоле (Santo Domingo de Fiesole), вблизи Флоренции.
  • 1611 год: оказалась в Испании. Герцог Марио Фарнезе приобрёл картину для герцога Лермы. Последний распорядился поместить её в церкви Сан Доминго в Вальядолиде[2].
  • Работа попала в мадридский монастырь Дескальсас Реалес.
  • 1861 год: передана в Прадо[2].

Иконография

«Благовещение» представляет из себя картину (алтарный образ) в резной позолоченной раме в рост человека, написанную темперой на деревянной доске. Её центральная часть изображает собственно сцену Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом, а нижняя содержит пять небольших сопутствующих сюжетов из её жизни.

Центральная панель

Центральная панель

С помощью архитектурных элементов центральная панель зрительно делится на 3 примерно равные части. Справа изображена дева Мария, сидящая в открытом портике, выходящем в сад. Перед ней (в центре) склоняется архангел. Два этих действующих лица визуально разделены колонной (прием, традиционный для иконографии Благовещения). В перспективной глубине виден вход в комнату Марии. Подобную схему с помещением фигур Марии и ангела в архитектурные арки фра Анжелико будет использовать ещё в трёх своих композициях на ту же тему.

В скульптурном медальоне над центральной колонной выполнено изображение Бога-Отца.

Фрагмент, изображение Адама и Евы

Левую треть композиции занимает изображение сада — Эдема со сценой Изгнания из рая. Архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения. Соединение двух этих библейских эпизодов — ветхо- и новозаветного — встречается нечасто и является характерной чертой данного произведения. Оно имеет глубокое богословское обоснование: вдали изображены последствия грехопадения, в то время как на первом плане изображается зачатие Иисуса Христа, рождение и смерть на кресте которого послужит искуплением роду человеческому за первородный грех. Мария, таким образом, трактуется как «новая Ева», свободная от недостатков прародительницы.

Пределла

Пределла (нижняя часть) алтарного образа содержит 5 небольших изображений:

  1. Рождество Богоматери и Обручение Богоматери
  2. Встреча Марии и Елизаветы
  3. Поклонение волхвов
  4. Принесение во храм
  5. Успение

Прочие «Благовещения» Анжелико

  • «Кортонский алтарь». Темпера, дерево. Музей Диоцесано (Museo Diocesano, Епархиальный музей Кортоны), Кортона, Италия, ок. 1430-32[3]. Максимально похожая на вещь из Прадо: деление пополам колонной, присутствует сцена Изгнания из рая и нижний регистр евангельских сцен (Обручение Марии (без её рождества), Встреча Марии и Елизаветы, Поклонение волхвов). Отличия — Адам и Ева находятся вверху, под горизонтом картины и едва видны в райском саду; евангельские сцены не разделены чёткими вертикальными членениями.
  • Фреска. Музей Св. Марка, коридор (бывший доминиканский монастырь), Флоренция. Ок. 1450.[4]. Имеет схожую, но упрощеную иконографие: присутствует деление колонной, сад — не Эдем с Адамом и Евой, а hortus conclusus с очень заметным забором.
  • Темпера. В Museo della Basilica di Santa Maria delle Grazie в San Giovanni Valdarno (Val d’Arno)[5]. 1430-е. Упрощенный вариант музея Диоцесано — треть с райским садом практически обрезана, присутствует узкая полоска. В нижней части алтарного образа — также небольшие новозаветные сцены.
  • Фреска. Музей Св. Марка, третий этаж. Ок. 1441. Сцена написана на стене, имеющей арочное завершение, максимальное отсутствие деталей.[6] Позади ангела изображен святой монах.
  • Темпера, холст. Музей Св. Марка. Ок. 1450. Из серии новозаветных картин для Armadio degli Argenti.[7] Независимая иконография, сцена изображена в огороженом саду под открытым небом.
небольшие работы:
  • Темпера, дерево. Музей Св. Марка. До 1434 года. Алтарный образ, совмещающий два сюжета: Благовещение и Поклонение волхвов. Золотой фон[8].
  • Темпера, дерево. Национальный музей Умбрии (Galleria Nazionale dell’Umbria), Перуджа, Италия. 1437 г. Диптих — две фигуры в тондо, на золотом фоне[9][10].
  • Темпера, дерево. Художественная Галерея Йельского Университета[11]. Ок. 1424. 3 фрагмента картины, золотой фон.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме «Благовещения» кисти фра Беато Анжелико

Ссылки

  • «Благовещение» на официальном сайте музея Прадо

Примечания

  1. Официальный сайт музея Прадо
  2. 1 2 Музеи мира: Прадо. М., 2002, «Слово», ISBN 5-85050-503-2. Стр. 318.
  3. Museo Diocesano
  4. Museo di San Marco, Коридор
  5. San Giovanni Val d’Arno
  6. Museo di San Marco, 3-й этаж
  7. Музей Св. Марка. Темпера
  8. Fra Angelico. Annunciation and Adoration of the Magi.
  9. Galleria Nazionale dell’Umbria. Изображение ангела
  10. Там же. Изображение Марии
  11. Yale Univercity Art Gallery

Благовещение (Фра Анжелико, Прадо).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24