Бесхвостка — аэродинамическая схема, согласно которой у самолёта отсутствуют отдельные плоскости горизонтального управления, а используются только плоскости, установленные на задней кромке крыла. Эти плоскости называются элевонами и комбинируют функции элеронов и рулей высоты. Благодаря S-образному профилю такое крыло обладает способностью к самостабилизации.
Схема получила определённое распространение с появлением сверхзвуковой авиации и треугольных, и дельтавидных крыльев малого удлинения. При большой корневой хорде способность S-образного профиля к самостабилизации проявилась особенно отчетливо.
Преимуществом такой схемы является меньший вес планера и меньшее сопротивление, однако, меньшее плечо органов вертикального управления приводит к меньшей эффективности управления по каналу тангажа. Внедрение электродистанционных систем управления позволяет нивелировать этот недостаток[1].
К представителям данной схемы можно отнести французские истребители и бомбардировщики Дассо Мираж — III/V, IV, 2000, советский Т-4, а также оба летавших сверхзвуковых пассажирских самолёта — Ту-144 и Конкорд.
Me.163 - первая массовая «бесхвостка».
Concorde. Схема «бесхвостка» наиболее выгодна для сверхзвуковых пассажирских самолётов.
Mirage III. С появлением сверхзвуковых самолётов и треугольных крыльев схема «бесхвостка» стала популярна.
Vulcan. При хорде крыла равной длине фюзеляжа «бесхвостка» называется «летающим крылом».
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Бесхвостка чертеж, бесхвостка калинина.