Безнационализм (Манифесту безнационалистов» являются:
Зарождённый в рамках «Всемирной Безнациональной Ассоциации» (эспер. Sennacieca Asocio Tutmonda, SAT) безнационализм не признан как официальная идеология SAT. Создатель и основной пропагандист безнационализма — французский эсперантист, основатель SAT Эугено Ланти.
Содержание |
В рамках созданной в А.Б.В. безнационализма» (Рабочий Эсперантизм» (эспер. La Laborista Esperаntismo), в котором одна глава полностью посвящена безнационализму.
Во время кризиса SAT в 1929 году, когда советские эсперантисты отъединились от ассоциации, идеология безнационализма использовалась ими как аргумент в пользу того, что политика SAT была охарактеризована как контрреволюционная. В поддержку безнационализма и критику марксистского интернационализма в 1931 году выходит «Манифест безнационалистов» (эспер. Manifesto de la Sennaciistoj), написанный анонимно Эугеном Ланти.
Безнационализм не был принят всеми членами SAT и сторонники идеологии объединились в самостоятельную фракцию, выпуская более-менее регулярно «Безнационалистический бюллетень» (эспер. Sennaciista Bulteno). Вторая мировая война прервала деятельность фракции, однако в 1948 году она была возобновлена, благодаря чему в частности вышли два новых издания «Манифеста Безнационалистов» 1951 и 1971 годов.
В 1978 году на конгрессе SAT во французском муниципалитете Лектур депертамента Жер не смотря на возражения фракции была принята резолюция[2], нарушающая принципы безнационализма. В частности в ней было утверждено:
Сохранение национальных языков и культур связанно с борьбой за новый социальный порядок, следовательно это часть общего стремления членов SAT к справедливости и индивидуальной свободы.
Оригинальный текст (эсп.)La konservado de gentaj lingvo kaj kulturo estas ligita kun la lukto por nova sociordo, sekve unu ero en la strebado ĝenerala de SAT-anoj al justo kaj individua libero.
В Декларация о безнационализме» (эспер. Deklaracio pri Sennaciismo). Её призыв выражается в том, чтобы члены фракции приучали своих ближних к вненациональному способу мышления, чувства и действия.
Идеология безнационализма во многом формировалась в полемике и дебатах членов SAT. Статьи, небольшие книги, документы, издаваемые фракцией безнационалистов SAT раскрывают разные стороны безнационализма, его отношения к национализму, интернационализму, марксизму, эсперанто.
Безнационализм — прямая противоположность к национализму. Именно против национализма направленная основная критика безнационалистов. В «Манифесте безнационалистов» указано, что «нация — это созданный аппарат из мощной алчности, ревности, ненависти и глупости, которую использует монарх, диктатор, партия или класс, для приобретения славы, почёта, хорошего положения за счёт ущерба великого множества частичек аппарата, т.е. простых граждан»[3].
Не меньше достаётся и чувству патриотичности: «Патриотизм - это самая современная и сильная из всех религий. Используя ее, руководители национальных структур достигают того, что добрые, миролюбивые люди становятся палачами, ...уничтожают продукты человеческого труда и ведут себя как сумасшедшие или дикие звери»[3].
Борьба за национальную независимость рассматривается как пустая трата энергии и человеческих жизней. Основная борьба человечества — классовая борьба. Конечных итог этой борьбы — победа пролетариата и установление бесклассовости человечества. Именно пролетариат — «наиболее пригодная почва для рассеивания идей безнационализма»[4]. В этом аспекте безнационализм абсолютно согласуется с марксизмом.
Идея Карла Каутского о необходимости совмещения единого мирового языка с политикой интернационализма близка к безнационализму[5]. Однако такая формула не совсем точна, так как существуют определённое отличие между интернационализмом и безнационализмом: в первом случае предполагается наличие различных наций, во втором — категорическое отрицание такого наличия. Это приводит к тому, что в рамках безнационализма стираются главные национальные признаки: «Национальные языки, национальные культуры и другие национальные предметы поклонения должны полностью исчезнуть, или, по крайней мере, сделаться архаизмами...»[6]. Особым доводом безнационалистов в единонациональности всех людей служит всеобщее смешение национальной крови и в результате чего «евреи из Кракова и Варшавы более евреи, чем те, кто в Иерусалиме»[6]. Также безнациональный характер носит обращения папы римского ко всем людям как к единой пастве.[7]
Страны должны перестать существовать. Вместо них будет образована единое общепланетарное государство. Такое объединение подобно США, где сожительствуют великое множество национальностей, однако все они называются американцами.
Единый мировой язык для безнационалистов — очень важный фактор в реализации их идей. Хотя это «не достаточное условие, для того, чтобы люди побратались между собой, но оно однако непременно необходимое»[8].
Эсперанто, в отличие от традиционной эсперанто-среды, рассматривается не как вспомогательный язык межкультурного общения, а как основной язык общения безнационалистов. Эсперанто необходимо преподавать в учебных заведениях для того, чтобы способствовать развитию безнациональной мировой культуры. Именно в среде эсперантистов не просто зародился безнационализм, а фактически только в ней он и может распространятся. Характерным является призыв Ланти в «Манифесте безнационалистов»:
Изучи эсперанто! Эсперантисты безнационализируйтесь!
Оригинальный текст (эсп.)Lernu esperanton! Esperantistoj sennacieciĝu!
Убеждения вненационалистов основаны на здравом смысле, «единственной пригодной базе, на которой может быть установлена всемирная культура»[9]. Потому и эсперанто как искусственно созданный язык предпочтительнее национальных:
Национальные языки похожи на комнату, где беспорядочно лежат красивые объекты: эсперанто похож на ту же комнату, но в которой всё там в прекрасном порядке[8].
Оригинальный текст (эсп.)La naciaj lingvoj iel similas al ĉambro kie kuŝas senorde belaj objektoj: esperanto similas al la sama ejo, post kiam ĉio estas tie bonordigita.
Ланти приводит в «Манифесте безнационалистов» два определения того, кто является безнационалист в зависимости от его активности и преданности идеям. Для этого тонкого различия он использует суффиксы -ist- как лицо, проповедующие свои убеждения и -ul- как лицо обладающий данным качеством:
Sennaciisto — человек, который одобряет и пропагандирует безнационализм, и абсолютно не годный как материал для производства национального аппарата.
Sennaciulo — человек, который:
Безнационалисты никаким образом не навязывают свою идеологию ни членам SAT, ни кому либо другому[10]. Своим антиподом они называют обывателя, человека с ограниченным кругозором[3].
Внутренняя идея эсперанто такова: на нейтральной языковой основе убрать стены, разделяющие племена, и приучить людей к тому, чтобы в ближнем своём они видели только человека и брата.
Заменгоф, 1912
|
И.В. Симонов / Э.Ланти : "Безнационализм", Эсперантизм, Антидогматизм
Безнационализм.