нем. Werner Baumbach | ||||
Дата рождения | ||||
---|---|---|---|---|
Место рождения | ||||
Дата смерти |
22 октября 1953 (36 лет) |
|||
Место смерти | ||||
Принадлежность |
Третий рейх (до 1945) |
|||
Род войск | ||||
Годы службы |
1936 — 1945 |
|||
Звание | ||||
Часть | ||||
Командовал | ||||
Сражения/войны | ||||
Награды и премии |
|
|||
В отставке |
лётчик-испытатель |
Ве́рнер Ба́умбах (нем. Werner Baumbach; 27 декабря 1916, Клоппенбург, Нижняя Саксония, Веймарская республика — 20 октября 1953, Ла-Плата, Аргентина) — немецкий пилот бомбардировочных частей люфтваффе Второй мировой войны, оберст. Командир секретной эскадры ВВС Третьего Рейха Kampfgeschwader 200 (KG 200). Кавалер Рыцарского креста с Дубовыми Листьями и Мечами за потопление судов союзников тоннажем свыше 300 тысяч тонн[1].
Содержание |
Вернер родился 27 декабря 1916 года в немецком городке Клоппенбург земли Нижняя Саксония в семье врача Уго Доммаша. Окончил среднюю школу в 1935 году[2].
4 января 1936 года Баумбах вступил в люфтваффе. Пройдя начальную подготовку, 4 июня того же года он был зачислен в качестве курсанта в авиационное военное училище, которое располагалось в столице Германии — Берлине. 1 января 1938 года по окончанию обучения Вернеру было присвоено звание лейтенанта[2]. Вскоре Баумбах получил назначение — он стал лётчиком-испытателем на полигоне люфтваффе в Рехлине. Вернер стал одним из первым пилотов, которые летали на новейших бомбардировщиках «Junkers Ju 88». Вскоре тридцать «Юнкерсов» образовали эскадру Kampfgeschwader 30, Баумбаха зачислили в пятую эскадрилью[2].
1 сентября 1939 года разразилась Вторая мировая война. Лётчики эскадры Баумбаха проявили себя с самой лучшей стороны, поддерживая умелыми действиями с воздуха части вермахта в Польской кампании. Вернер также отличился в боях, за что 28 сентября был награждён Железным крестом 2-го класса[2]. В конце года эскадрилью Баумбаха командование перевело на побережье Северного моря для борьбы с кораблями союзников в акватории. Позднее лётчик принял участие в битве при Нарвике, за что получил памятный знак — щит «Нарвик»[2]. В той же кампании 19 апреля 1940 года пятая эскадрилья KG 30 атаковала и сильно повредила французский лёгкий крейсер «Эмиль Бертин». Действия лётчиков были отмечены командованием — пилоты получили боевые награды, в частности, сам Вернер удостоился Железного креста 1-го класса[1]. 8 мая того же года Баумбаху был вручён Рыцарский крест за потопление судна. Ошибка произошла из-за неверных данных Абвера — на самом деле немецкие самолёты лишь повредили крейсер, после чего корабль отбуксировали в Брест, где он был отремонтирован уже к концу мая 1940 года. Баумбах стал первым пилотом бомбардировочных соединений люфтваффе, награждённым Рыцарским крестом[2].
Вскоре подразделение Вернера перевели на границу с Францией — близилась операция вермахта против этой страны. В одном из боёв кампании Баумбах был легко ранен. 1 июня лётчика повысили в звании до обер-лейтенанта и назначили командиром пятой эскадрильи KG 30[2]. После окончания боевых действий во Франции Вернер совершил секретный перелёт через всю Европу и СССР в столицу Японии — город Токио. Там немец имел переговоры с генералом Шибутой — главой армии и флота «страны восходящего солнца»[2]. В сентябре Баумбах вернулся в Германию. В течение следующих месяцев пилот совершил множество вылетов на штурмовку кораблей союзников близ Британских островов, в том числе Баумбах принял участие в крупном налёте люфтваффе на базу английских Королевских ВМФ в гавани Скапа-Флоу. Также Вернер был в составе авиационных соединений, бомбивших Лондон[2]. В конце 1940 года Баумбах, совершая аварийную посадку, был ранен — в январе 1941 года после излечения он вернулся в своё подразделение[2]. За свои значительные успехи, в особенности потоплении судов общим тоннажем около 240 тысяч тонн, 14 июля пилот был награждён Дубовыми Листьями к его Рыцарскому кресту[2]. 20 июля того же года Баумбах получил звание гауптмана и принял командование первой группой KG 30. Выполняя различные миссии над Средиземным и Северным морями, а также полуостровом Крым, Вернер к августу 1942 года имел на своём счету более сорока потопленных кораблей противника общим водоизмещением свыше 300 тысяч тонн. 17 августа Баумбах стал первым лётчиком бомбардировочной авиации, награждённым Мечами к Рыцарскому кресту с Дубовыми Листьями[2]. 14 октября Вернер получил погоны майора. Свои последние боевые вылеты пилот совершил осенью 1942 года в небе над Алжиром[2].
В декабре специальным приказом командования люфтваффе Баумбах был переведён в штаб ВВС. На новой должности Вернер занимался разработкой различных проектов для бомбардировочных частей. При его участии был реализован давний замысел командования по созданию «Henschel Hs 293» — планирующей бомбы, предназначенной для поражения крупных морских целей. Самым большим достижением Баумбаха является разработка и внедрение проекта «Mistel». Суть данного авиационного комплекса состояла в следующем — в носовой части самолёта «Junkers Ju 88» вместо кабины пилотов помещали большое количество детонирующего вещества, превращая этот самолёт в бомбу. Носовую часть фюзеляжа оснащали длинным наконечником, являющимся детонатором. Там же располагались распорки, к которым крепился самолёт — носитель. В полёте самолёт-бомба отсоединялся от самолёта-носителя, в результате чего последний мог благополучно вернуться на базу. В феврале 1944 года Баумбах стал командиром KG 200 — бомбардировочной эскадры, основная деятельность которой основывалась на выполнении специальных и секретных миссий[2]. 15 ноября Вернер был повышен в звании до оберст-лейтенанта. Зимой того же года Баумбах недолгое время исполнял обязанности главного инспектора бомбардировочной авиации люфтваффе. 5 января Вернеру присвоили звание оберста[2]. Примерно в то же время Баумбах, предчувствуя скорое падение Рейха, написал письмо Герману Герингу, в котором он выступил против продолжения войны — реакции командующего люфтваффе не последовало. Весной 1945 года вместе со своим другом Альбертом Шпеером Вернер всячески противостоял приказу командования по использованию тактики выжженной земли. В частности, они сумели уговорить гауляйтера Гамбурга Карла Кауфманна сдать город союзникам без боя дабы избежать его разрушения[2].
30 апреля по личному распоряжению гросс-адмирала Дёница, главы государства после самоубийства Адольфа Гитлера, Баумбах прибыл в город Ойтин, где сдался в плен британским войскам[2].
Статус военнопленного с Баумбаха был снят в феврале 1946 года[2]. В течение следующего года Вернер работал вместе с английским историком Брюсом Хоппером над исследованиями событий Второй мировой войны. В 1948 году Баумбах иммигрировал в Аргентину. Учитывая огромный опыт немца, президент страны Хуан Перон назначил того военным советником при командовании ВВС. В тот же период Вернер написал две книги: «Слишком поздно — взлёт и падение люфтваффе» (нем. Zu spät — Aufstieg und Untergang der deutschen Luftwaffe) и «Слишком рано — пространство войны и мировой революции» (нем. Zu früh — Raumkrieg und Weltrevolution).
Баумбах погиб 20 октября 1953 года близ города Ла-Плата при крушении самолёта «Avro Lancaster», на котором он совершал тестовый полёт. Первоначально останки пилота были погребены в Аргентине. 2 октября 1954 года прах Вернера был перевезён в Германию, где в присутствии 30 тысяч человек его перезахоронили на кладбище родного города Баумбаха — Клоппенбурга[2][7].
Именем Баумбаха названы улица в столице Аргентины — Буэнос-Айресе, аэропорт города Фюрстенфельдбрук и авиационный спортивный клуб в Клоппенбурге[8].
Баумбах, Вернер.