Гурбани (азерб. Qurbani) | |
Дата рождения |
70-е годы XV века |
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти |
конец XVI века. |
Профессии | |
Инструменты |
Гурбани (азерб. Qurbani) — азербайджанский ашуг и поэт XVI века.
Содержание |
Родился в 70-х годах XV века в селе Дири[2] (на территории нынешнего Джебраильского района Азербайджана), раскинувшейся на склоне одноимённой горы, недалеко от моста Худаферин. Гурбани некоторое время жил при дворе Шаха Исмаила, затем вернулся в Дири, где и жил до конца своих дней. Похоронен на вершине горы Дири, недалеко от развалин села и старого кладбища на восточной стороне святилища Мазан-нене.
Гурбани жил в эпоху, когда на смену озанам, сопровождающим свои выступления игрой на гопузе, пришли ашуги, поющие свои песни на сазе. Лирические произведения Гурбани пронизаны любовью к родине и попыткой выразить человеческое мировоззрение сквозь призму чувств, что в полной мере характеризовало саму сущность жанра ашугов, от тюркского ашыг — «влюбленный» (азерб. aşıq). Творчество Гурбани оказало сильное влияние на развитие ашугской поэзии. Народный дастан «Гурбани» 17—18 веков запечатлел в себе эпизоды из биографии поэта и образцы его лирики.
Из разбросанных в его стихах сведений можно понять, что он был старше своего современника Шаха Исмаила. Он так обращается к шаху:
Мой шах, наследник шейха-мудреца,
Прости, что жалоба длинна моя.
Прочти её, однако до конца -
Я сам не знаю, в чём вина моя.[3]
Большинство его стихов посвящены любимой, красотам природы:
Так принято, прекрасная пери,
Срывают раннею весной фиалки,
Букет рукою белой набери -
Украсят ворот расписной фиалки.
Не в звёздном ли краю они росли,
Не с неба ли их взяли для земли,
Да жаль, что так немного донесли -
Наперечет передо мной фиалки
Ты не казни разлукой Гурбани,
Он, безутешный, горбиться, взгляни.
Не от разлуки ль гнутся и они -
Прямой не встретишь не одной фиалки![3]
Ашуг осман, ашуг первиз видео, ашуг адалат насибов видео, ашуг билал.
Шаблон:Хронология Мьянмы, Родин, Олег, Пермский государственный институт культуры.