Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Аудитория СМИ

Перейти к: навигация, поиск

Аудитория СМИ — совокупность людей, пользующихся и привлекаемых определенным типом средств массовой информации (газетами, радио, телевидением, ресурсами Интернета), либо публика конкретного СМИ (газеты, журнала, радиостанции, телеканала, интернет-сайта), либо потребители единичного текста или медиатекста (радиопередачи, телепрограммы и т. п.).

Количественные и качественные исследования аудитории — важный элемент маркетинга СМИ, определения рекламной политики и проверки эффективности рекламы в СМИ. Они служат как самим издателям СМИ, так и рекламным агентствам и рекламодатели. Исследования аудитории СМИ с точки зрения маркетинга — составная часть медиаисследования. Один из важных количественных показателей аудитории СМИ — доля рынка (англ. market share).

Методы исследования

Первой компанией, предлагавшей измерения аудитории СМИ (радио) в реальном времени был основанный в 1942 году Бразильский институт общественного мнения и статистики.

Один из первых методов в этой области — исследование дневниковых записей изучаемой аудитории об их предпочтениях (для радио — времени и месте прослушивания). Метод требует создания постоянной группы респондентов, страдает от высокой сложности (необходимость вести постоянный дневник), субъективности, но позволяет достигать высокой детализации мнений о медиапродукте — учитывать мнения о каждой в отдельности песне, серии и т. п.

Другой метод основан на опросах выборки населения о вчерашнем дне. При этом опрос может быть по методу проведения телефонным или в форме личного интервью, по периодичности — разовым, повторным (волновым) или постоянным, а сама выборка — постоянной (панель) или переменной. Телефонный опрос имеет преимущества меньшей стоимости, позволяет опрашивать большую по размеру выборку и включать в нее группы населения, хуже доступные для личных интервью. Телефонный опрос в последние десятилетия получил форму CATI (англ.)русск. (Computer Assisted Telephone Interview, «телефонное интервью с помощью компьютера»), когда интервьюеры, проводящие опрос, сразу вводят ответы в компьютер и дальнейшая обработка производится специализированной компьютерной программой. При этом применяются более стандартизованные, чем при личном интервью, вопросы.

Аппаратный метод применяется, как правило, при исследовании аудитории телевидения и базируется на специальном электронное оборудование (пиплметр), устанавливаемом у постоянной выборки телезрителей для контроля за просмотром конкретных телеканалов и телепрограмм.

Аудитория прессы

Основным методом измерения аудитории прессы является опрос по вчерашнему дню, как в форме личного интервью, так и в форме телефонного опроса (CATI). Для исследований аудитории в целом, применение телефонного метода затруднено необходимостью зачитывать по телефону списка вариантов, который для печатных изданий может насчитывать свыше сотни наименований. При этом часть изданий все еще не попадает в список, и из-за большей стандартизации процесса CATI опроса, не входит в анализ. Другой недостаток длинных списков изданий в телефонном опросе — влияние места в списке на степень вспоминания респондентов.

Основными параметрами при анализе аудитории прессы являются недавность (читал ли респондент издание в последний промежуток времени) и частотность (сколько из фиксированного числа последних номеров читал респондент); а так же частота (интенсивность) прочтения и количество читателей одного экземпляра издания. Для не-ежедневных изданий неприменим стандарт опроса по вчерашнему дню, для ежемесячных изданий малоинформативен и параметр недавности. [1]

Аудитория радио

Основными методами измерения аудитории радио с середины XX века и до сих пор остаются дневниковая методика и опрос по вчерашнему дню. Из-за постоянного роста количества радиостанций (в первую очередь FM-радио) их дробления по нишам рынка, растет текучесть слушателей. Таким образом, радио становится довольно динамичным видом СМИ и данные по радиослушанию быстро устаревают.[2]

Отдельная специфика имеется у исследований аудитории интернет-радио.

Аудитория телевидения

Телевизионный рейтинг измеряется для конкретной телепередачи.

Первые измерения телевизионной аудитории в США опиралось на выборку для оценки рекламодателями спроса на телепрограммы и стоимости рекламного времени. В 1950 году Артур Нильсен перенес методику, разработанную им для аудитории радиовешания на аудиторию телевидения. Позже, в 60-х годах для измерения рейтинга Нильсена стал использоваться специальное электронное устройство — пиплметр, присоединяемое к телевизору, и ежедневно пересылающее собранные сведения по телефонным линиям на компьютеры компании, проводящей исследование. Рейтинг Нильсена опирался на сочетание данных от примерно 1700 установленных у постоянных телезрителей электронных устройств и на дневниковые записи группы переменного состава из 850 человек.

Часто применяемая единица измерения телевизионного рейтинга — очко (пойнт) телевизионного рейтинга (TVR, Television Ratings Point) — представляет 1 % от всех потенциальных телезрителей в данном районе в данный отрезок времени. Подсчитываются также TVR для отдельных демографических групп. Другой показатель размера аудитории — GRP, Gross Rating Point, процент населения, который был подвергнут рекламному воздействию. Считается методом суммирования рейтингов каждого показа.

Аудитория интернет-сайтов

В зависимости от рассматриваемых временных рамок или регулярности посещений выделяются разные виды аудитории сайта: максимальная аудитория, нерегулярная аудитория, постоянная (недельная или месячная), активная аудитория, ядро аудитории. Количественные оценки этих групп интернет-пользователей учитываются веб-аналитикой. Максимальная аудитория сайта за определенный период времени соответствует одному из основных показателей посещаемости сайта — количеству уникальных посетителей.

Основным методом качественного исследования аудитории интернет-ресурса является онлайн-опрос, проводимый по электронной почте, или размещенный непосредственно на сайте.

Существенными особенностями интернет-аудитории являются во-первых, ее активность, когда интерактивность интернет-среды позволяет не только потреблять, но и производить медиапродукт, а во-вторых, легкость, с которой члены аудитории могут общаться и налаживать связи между собой.

Социология аудитории

Существует два подхода к аудитории в теории средств массовой информации: с точки зрения теории коммуникации и эмпирический.

В рамках теоретико-коммуникативного подхода последовательно сменились три концепции. В 1930-х — 1950-х годах аудитория понималась как совокупность разрозненных, анонимных и пассивных потребителей сообщений, а массовая коммуникация определялась как однонаправленный процесс. В 1950-х — 1970-х годах в аудитории увидели совокупности малых групп, члены которых связаны между собой информационным взаимодействием. Процесс восприятия коммуникации аудиторией перестал рассматриваться как полностью пассивный, и стал рассматриваться как двухступенчатый: от СМИ к «лидерам мнений» и уже в их интерпретации — к остальным членам малых групп. Внимание исследователей привлекла обратная связь от аудитории к СМИ. С 1970-х годов аудитория рассматривается как постоянно изменяющаяся социальная общность, а члены аудитории — как совершающие активный выбор.

В рамках эмпирического подхода аудитория рассматривается с маркетинговой (экономической) либо пропагандистской (политической) точек зрения. Этот подход рассматривает аудиторию, как ресурс, объект воздействия в рекламных или PR-кампаниях. СМИ, привлекая в свою аудиторию ту или иную доля населения, предлагают этот ресурс для использования заказчикам. Этот подход привел к развитию методов количественного исследования аудитории, а в области качественных исследований — к развитию методик эмпирического изучения закономерностей в поведении.

См. также

Примечания

  1. Измерение аудитории прессы — Лекции по медиапланированию
  2. Методы измерения аудитории радио

Ссылки

  • Аудитория СМИ: типологии — Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г
  • Методы измерения аудитории СМК — Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г
  • Аудитория в массовой коммуникации — Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
  • Аудитория СМИ — М. В. Батурчик. Социологический словарь.
  • Основные концепции медиаэкономики — Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран.
  • Развитие социологических исследований аудитории СМИ — Социология журналистики. Конспект лекций / Авт.-сост. Е. И. Дмитриев. — Мн.: БГУ — 150 с., 2001
  • Методики измерения аудитории СМИ
  • Определение аудитории СМИ. Расчетная и целевая аудитории.

Аудитория СМИ.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24