Армя́нское Возрожде́ние, Армя́нский Ренесса́нс (арм. Հայկական վերածնունդ) — условный термин[1][2][3][4] в культуроведении и исторической науке обозначающий период истории армянской культуры с X по XIV столетия.
Наступил после изгнания арабов из Армении, когда в 885 году в результате череды восстаний армянам наконец-то удалось восстановить Армянское царство во главе с Ашотом I Багратуни, ознаменовав начало нового золотого века в армянской истории[5]. Таким образом уже с середины IX[6] и X века возникают предпосылки для армянского Возрождения[4]. В это время возникли благоприятные условия для развития торговли, ремёсел, возрождения городской жизни. При Ашоте III (953—977) столица царства — город Ани — превратился в один из крупнейших и красивейших городов Востока. Особого расцвета Ани достиг в царствование Гагика I (990—1020).
The Armenian Renaissance reached its height in this period, with the works of the Vardapet Hovhannes (John) Sarkawag (d. 1129), ... Hetum, author of Narratives of the Tatars and Chronological Tables; Hovhan Erzenkatsi (John of Erzincan), moralist, theologian, poet, and grammarian ; Nerses Lambro- natsi (Nerses of Lambron, 1153-1198), theologian, moralist, and orator ; Mekhitar Gosh (d. 1213), who compiled the Armenian Code
Стремление представить человека творцом языка, сделать его соучастником божественных деяний присуще, в частности, мыслителям периода так называемого армянского Возрождения.
После освобождения от ига Халифата в 10 в. возникли предпосылки для армянского Возрождения. В литературе оно связано с именем гениального поэта средневековья Григора Нарекаци, который выразил гуманистические идеалы в лирической поэме "Книга трагедий" и в "Песнях". Нарекаци отделил поэзию от церковного богослужения, воспел реальный мир, природу, красоту человека. Носителями политических идеалов армянского Возрождения стали историки-писатели 10 в. Ованес Драсханакертци, Товма Арцруни.
The election of Smbat’s son Ashot I the Great, who had been accepted as “prince of princes” by the Arabs in 862, to be king of Armenia in 885 was recognized by both the caliph and the Byzantine emperor, and it was he who by his successful defense of his country against local Arab chieftains laid the foundations of a new golden age of Armenian history.
Армянское возрождение в париже, багдасарян армянское возрождение, движение армянское возрождение, армянское возрождение москва.
Файл:Памятник Софийскому полку в Смоленске.JPG, Гришин, Юрий, Ландшафты Астраханской области.