Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Армяне в Москве

Армяне в Москве

Павильон «Армения» на ВДНХ
Современный ареал расселения и численность

Всего: 400000[1]
Москва

Язык

армянский, русский

Расовый тип

европеоиды

Содержание

Армяне в Москве являются одной из крупных национальных общин, насчитывающих более 400 тыс.[1]. История московских армян насчитывает более VIII столетий.

История

Армяне, задолго до рождества Христова создали великую державу[2], но в результате многочисленных социальных потрясений потеряли государственность и разошлись по всему свету. Первыми армянскими поселенцами в Москве оказались армянские купцы. Во всяком случае в московских летописях конца XIV века упоминается торговый «армянский ряд».

Первое свидетельство о появлении армян в Москве относится к XIV веку:

Загорелся посад за городом от Авраама, некоего арменина...[3][4]
Летопись 1390-го года

Выражение «посад за городом» указывает скорее всего на территорию Китай-города, а не на позднейший «Белый город», где имеется известный Армянский переулок, получивший такое название, впрочем, только с XIX века[4]

В торговых делах армянские купцы проявляли большую деятельность. При их посредстве поддерживалась транзитная торговля по Волге, в которую были втянуты Золотая Орда, Закавказье и Персия. Главным торговым путем для армян, естественно, была Волга. В 1368 году новгородские укшуйники перебили в Нижнем-Новгороде бесермен и армен и товар их безчислено весь пограбиша Торговые дороги армянских купцов вели к Москве как центральному торговому месту в северо-восточной Руси[4]

Рядовые русские люди не чувствовали больших различий между православием и армянской церковной традиции, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в браки. Яркий тому пример во время избрания в чин и поставления в епископы включать обязательство ни оставити в всем своем пределе ни единого же от нашей православныя веры ко арменом свадьбы творити, и кумовьства и братьства[4]

О деятельности армян в Москве имеется большое количество источников, согласно которым, основная масса которых купцы, ремесленники, оружейники, ювелиры, строители, врачи, военные, дьяки, переводчики-толмачи, и даже придворные живописцы[3]. Часть армян оставалась в Москве навсегда, другая уезжала обратно, или переселялась в другие города и страны региона. В результате, оставшиеся армяне образовали к началу XVIII века немногочисленную армянскую общину.[3]

В селе Воскресенском(ныне большая грузинская улица) раньше жили армяне, и в 1716—1719 годах здесь была построена первая армянская церковь. Небольшое здание её в классическом стиле снесено лишь в советское время.[5]

Армянская диаспора сильно увеличилась во время переезда грузинского царя Вахтанга VI в 1720-х годах в Москву. Само собой, что любой царь имел при себе свиту, и Вахтанг не оказался исключением. Но его свита состояла не только из грузин, но и из большого количества армян, которые также переехали с ним в Москву. Таким образом, к середине XVIII века в Москве образовалась влиятельная армянская диаспора, состоявшая в основном из выходцев из нахичеванского города Джуга (современная Джульфа). Основными крупными и влиятельными армянскими родами Москвы были:

  • Шериманы (Шахриманян);
  • Лазаревы (Егиазаряны);
  • Деляновы (Дилакяны);
  • Сумбатовы (Смбатяны);
  • Арапетовы (Айрапетяны);
  • Мирзахановы (Мирхазаняны);
  • Хастатовы (Астатяны);
  • Калустовы (Галустяны) и др.

Эти рода стали наиболее влиятельной частью московской армянской диаспоры и сыграли большую роль в становлении братских русско-армянских отношений. Согласно данным переписи населения 1871 года, армянская община Москвы насчитывала более 600 человек. Однако, несмотря на свою немногочисленность, тогдашняя московская диаспора имели три армянские церкви: Крестовоздвженская (арм. Сурб Хач), Святого Воскресения (арм. Сурб Арутюн) и Успения Пресвятой Богородицы (арм. Сурб Мариам Аствацацин), Армянское господ Лазаревых училище (сегодня Лазаревский институт восточных языков) и Касперовский приют для бедных армян.[3]

В конце XIX — начале XX веков было создано несколько армянских общин, землячеств, благотворительных обществ и культурно-просветительских.

В разные периоды времени в XIX веке в Москве выходило более 10 армянских перидоических изданий различной тематики.

XX—XXI век

С конца XIX века была сильная волна армянской эмиграции в Москву, пик которого пришёлся на 1920-1930-е года и продолжался весь период советской власти. В конце 1980-х пришёл новый поток переселенцев из бывших советских республик, а с конца 1990-х появились многочисленные экономические мигранты. Согласно данным переписи 1989 года, численность московских армян составляла 44 тыс. человек. Точные данные о сегодняшнем количестве армян Москвы отсутствуют, но согласно самым минимальным численность достигает 400[1] тыс. человек, уступая только русским, украинцам и татарам.

Имеются исторические хроники повествующие о армянской московской диаспоре — это работы таких учёных как А. Амирханян, Ж. Ананян, А. Аршаруни, А. Базиянц, В Восканян, Г. Тер-Габриэлян, Л. Хачикян и др. Огромное количество документов на данную тематику дошло до наших дней, например, «Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа», «Сношения Петра Великого с армянским народом», «Армяно-русские отношения» и др.

А вот работ, касающихся истории самих семей, в частности дворянских, существует существенно меньше. До российской революции в различных генеалогических сборниках были опубликованы родословные некоторых армянских московских семей. Из таких книг стоит выделить книгу Мсура Мсерьянца «История рода и деятельности благородной фамилии Лазарян»[6]. В советское время подробно изучалась история семьи Лазаревых (Егиазарянов) и родственных им семейств, которые сыграли большую роль в стновлении русско-армянских отношений. В частности, по этим углублённо занимался Ашот Базинянц. Родословными своих семей интересовались также потомки московских армян, однако материалы их исследований, в большинстве случаев, не публиковались.

Культура

Файл:Moscow Armen Djigarkhanjan Dramatic Theatre, 2009.JPG
Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна

Несмотря на то, что московские армяне находятся вдалеке от своей исторической родины, они не теряют культурных связей с ней. В Москве с упехом ведет свою деятельность единственный в мире Художественный Театр имени С.ПАРАДЖАНОВА, посвященный Образу и эстетике великого Мастера ХХ столетия. Руководителем театра является Владимир Рубенович ГАББЕ.

Образование

В Москве действует несколько армянских школ. Открытие армянских образовательных заведений в Москве имеет большое духовное и морально-политическое значение для армян Москвы. Создание таких армяно-российских школ способствует укрепление многовековых братских отношений между Россией и Арменией. Армянские дети смогут приобщиться к тысячелетним национальным традициям и обычаям.

Школа № 1110

Средняя общеобразовательная армянская школа № 1110 находится в Юго-Западном округе Москвы. Директром является Седа Галоян. Школы была открыта 1 октября 1993 года и имеет государственный статус. Обучение в школе проводится на базе государственной программы в соответствии с московским региональным базисным учебным планом национальной школы. В дополнение к базовому курсу изучаются армянский язык, культура, литература и история Армении. При школе также действуют различные кружки и секции[7].

Школа № 1650

Средняя общеобразовательная армянская школа № 1650 была образована в 1990-х годах. Директором школы является Офелия Аракелян. В школе изучаются такие предметы, как культурология, этнология, россиеведение, этика и этикет народов мира. В школе функционирует компьютерный класс. Учащие, приехавшие из ближнего или дальнего зарубежья, которые не владеют русским языком, могут изучать его в рамках программ «Русский как иностранный» или «Русский как неродной»[8].

«Возрождение»

Воскресная школа «Возрождение» («Верацнунд») является старейшей армянской школой в Москве.

Armenian virtual college

[9]

Армянская топонимика города

Как было сказано выше, армяне появились в Москве в XIV веке и по указу Ивана Грозного селились в районах Белого города, Никольско-Столпового переулка. И в XIX веке этот переулок, где уже была построена армянская церковь, был переименован в Армянский переулок. Это было первое армянское название переулка в Москве.

Также в Москве есть Армавирская улица, названная в честь города Армавира в Краснодарском крае, который в свою очередь название получил от одной из великих армянских столиц — города Армавира (IV—III века до н. э.)[10].

В Москве есть также улицы, названные в честь известных армян. В 1922 году Малая Серпуховская улица была переименована в честь Люсик Лисинян (Лисиновой), которая была студенткой Московского Коммерческого училища, одним из организаторов революционной молодежи, погибшей 1 ноября 1917 года в бою на Остоженке. Улица была названа Люсиновской улицей. К Люсиновской улице примыкают три Люсиновских переулка. В 1930-х годах улица, близ станции «Преображенская площадь», была названа в честь армянского революционера, работавшего в органах ВЧК Армении Георгия Атарбекова — улица Атарбекова. Неподалёку от Мневников есть площадь Главного маршала бронетанковых войск Бабаджаняна — площадь Бабаджаняна. В Москве существует также Южинский переулок (являющийся бывшим Большим Палашевским переулком), названный именем актёра, режиссёра и театрального деятеля Александра Южина (наст. фамилия Александр Южин-Сумбатов).[источник не указан 387 дней] В последнее время в районе Отрадного появилась улица Арама Хачатуряна, великого армянского композитора, который большую часть жизни прожил в Москве. В Черёмушках также есть улица Айвазовского, которая носит имя деятеля армянского деятеля культуры, художника-мариниста Ивана Айвазовского (Ованес Айвазян), который создал художественную историю российского флота[10].

На юго-западе Москвы находится улица Коштоянца, названная в честь известного ученого, видного физиолога, много лет возглавлявшего Институт Естествознания Ан СССР Хачатура Коштоянца. В названии одной из бывших Песчаных улиц была увековечена память армянского архитектора Каро Алабяна, который является автором оригинального проекта здания Центрального театра Армии в форме звезды, павильона СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке, павильона Армении на ВДНХ, возглавил коллектив, разрабатывавший проект восстановления Сталинграда. В 1956 году армянское название получили сразу две улицы Москвы: Ереванская и Севанская. Через 13 лет, в 1969 году площадь между Дмитровским шоссе и Селигерской улицей была названа в честь армянского поэта Ованеса Туманяна.[10]. На Северо-западе Москвы есть район Лианозово, названый по фамилии армянских купцов и предпринимателей Лианозовых, владевших здешними земельными участками до революции.

Также следует упомянуть тот факт, что современный Серебряный переулок в XVIII веке именовался Мануков переулок, по фамилии деда Александра Суворова — Ф. С. Манукова, одного из домовладельцев.

Видные москвичи армянского происхождения

См. также

Фотогалерея

Примечания

  1. ↑ Указ Петра выполнен
  2. vmdaily.ru — Шесть веков вместе
  3. ↑ Генеалогия армянской колонии Москвы...
  4. 1 2 3 4 «Средневековая Москва в XIV—XV веках»Тихомиров М.Н.; Издательство Московского университета, 1957; стр 215-216(всего 313)
  5. «Из истории Московских улиц (очерки)» Сытин П. В., Издательство «Московский рабочий», 1958. стр 614—615
  6. Москва, 1856 год, на армянском языке
  7. Официальный сайт школы № 1110
  8. Официальный сайт школы № 1650
  9. Armenian Virtual College в Москве
  10. ↑ Армянская топонимика Москвы — РЕФЕРАТЫ — 5ballov.ru

Литература

  • Ю. В. Арутюнян Армяне в Москве (по результатам сравнительного исследования). — Социологические исследования. — 2001. — С. 3-16. — 174 с.
  • Ю. В. Арутюнян Армяне-москвичи. Социальный портрет по материалам этносоциологического исследования. — Советская этнография. — 1991. - N 2. — С. 3-16. — 174 с.

Ссылки

  • Московские армяне
  • АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА В РОССИИ
  • Московский армянский театр
  • От Арарата до Армянского переулка
  • Московский центр армянского языка и культуры
  • religare.ru


Армяне в Москве.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24