Антверпенская школа (нидерл. Antwerpse School) — условное название художественной школы, существовавшей на протяжении нескольких веков в городе Антверпен, ныне Бельгия.
Содержание |
В начале 16 века город Антверпен, порт и промышленный центр, окончательно перехватил экономическое значение у города Брюгге. Повышение материального положения жителей, тесные связи герцогства Брабант с Италией, её известными на то время экономическими и художественными центрами, способствовали превращению Антверпена в значительный художественный центр. Уже в начале 16 века была заложена религиозная, предпринимательская и художественная традиция — традиция посещения Неаполя, Рима, реже Венеции. В 17 веке на первые места вышли Рим и Генуя, последняя была наиболее связана с испанскими Южными Нидерландами (Фландрией) как экономически, так и в художественном плане. Здесь годами работали Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк. А художники из Фландрии, братья Лукас и Корнелис де Валь создали в Генуе даже собственную мастерскую.
В Антвепене возникает собственная гильдия Святого Луки, которая станет значительным художественным центром и профессиональным учреждением художников города с долгим сроком существования. Особенностью гильдии была способность признавать своими членами женщин-художниц, на что решалась далеко не каждая гильдия, среди ее членов была и Клара Петерс. Гильдия просуществовала до 19 века, хотя её значение постепенно уменьшалось в связи с формированием и укреплением Академий художеств, которые соединили функции гильдии Св. Луки и художественной школы.
Уже в 16 веке представители антверпенской школы достигли заметных успехов, хотя были разделены на две значительные ветви -
Мощные реалистичные установки нидерландского искусства не позволили органично сочетать маньеристические воздействия с национальным реализмом, который оставался ярко воспроизведенным в местном портретном и бытовом жанре (Питер Артсен, Франс Флорис). Но маньеристические влияния преобладали в создании произведений библейской тематики и в мифологических и аллегорических композициях.
Позднее мощная реалистическая традиция будет преобладать и сделает возможным приближение национального искусства к демократической ветви итальянского барокко — итальянскому караваджизму, находки которого не обойдут Рубенса, Теодора Ромбоутса, Питера ван Моля, Теодора ван Луна, Герарда Дюфе.
Как и итальянские художники, представители антверпенской школы делали фрески. В 17 веке аристократический слой Голландии, где декоративная картина не получила распространения и не была развита, обращался за созданием декоративных стенописей именно к фламандским мастерам. Важной особенностью национального искусства во Фландрии было создание тканых фресок-ковров. Поэтому к созданию картин под будущие ковры-аррасы была привлечена лучшая часть художников антверпенской школы, их делали Корнелис Схют, Бернарт ван Орлей, Питер Кук ван Альст, Рубенс, Якоб Йорданс, Йоос де Момпер, Давид Тенирс-младший. Мастера гобеленов из Фландрии были приглашены также в Рим, где работали годами.
Гравер Иеронимус Вьерикх. Мабюз
Питер Брейгель-старший. Автопортрет.
Отто ан Веен
Антонис ван Дейк. Себастьян Вранкс.
Йоос ван Клеве. Элеонора Австрийская, ок. 1530, Вена.
Франс Порбус-старший, Портрет неизвестного. Эрмитаж.
Ян Массейс. Адмирал Андреа Дориа, 1555.
Портрет Франса Франкена-старшего.
Портрет Франса Франкена-младшего.
Антонис ван Дейк, портрет Гаспара де Крайера
Антонис ван Дейк, портрет Адриана Брауера.
Портрет Даниэля Сегерса
Геркулес Сегерс. «Больной Иов на соломе», Национальная галерея (Прага)
Теодор ван Тюльден. «Гименей и Гармония»
Корнелис де Вос, «Автопортрет с женой и детьми».
Адриан ван Утрехт. «Дичь и овощи»
Даниэль Сегерс. «Святое Семейство с цветами»
Франс Снейдерс, Удачная охота.
Якоб Йорданс. «Сатир с корзиной фруктов и вакханка»
Лукас ван Уден, «Зимний пейзаж с охотниками на снегу».
Антверпенская школа.