Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Андижанское восстание 2005, андижанское восстание 1898 года возглавил

Перейти к: навигация, поиск
Андижанское восстание
Место

современный Узбекистан

Итог

победа царских войск

Противники
Российская империя киргизы, узбеки
Командующие
Николай II Мадали-ишан †
Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Андижанское восстание — восстание местного населения, известное в историографии как Андижанское или Киргизско-Андижанское, произошедшее 30 мая (по Юлианскому календарю) 17 мая 1898 года вблизи города Андижана. Руководителем этого восстания считается Магомед Али Халиф Мухаммед Сабыр Оглы (сокращенно Мадалы Эшен или Дукчи Эшен), житель села Мин-Тюбе Маргаланского уезда (современное село Мархамад на границе с Узбекистаном и Араванским районом Кыргызстана)[1].

Хронология событий

Попытка восстановить независимость Коканда была предпринята в 1898 году, когда накопилась критическая масса недовольства начатой переселенческой экспансией России. 17 мая 1898 в Андижане[* 1] свыше 1500 человек совершили нападение на русский военный гарнизон. Во главе восстания стоял пользовавшийся огромной популярностью местный религиозный вождь ишан Магомед-Али Халиф Мухаммед-Сабыр-оглы (сокращённо —ишан Мадали)[* 2]. Восстание быстро охватило все уезды Ферганской области. Но выступление было подавлено меньше чем за неделю, руководители мятежа во главе с Мадали-ишаном были казнены, признанные зачинщиками были сосланы в Сибирь. Кишлаки и аулы, поддержавшие восстание, были разрушены, а земли отданы новым переселенцам[* 3][* 4].

Комментарии

  1. Центром восстания являлся кишлак Асака, расположенный близ Андижана.
  2. Близ гор. Андижана Ферганской области проживал один туземец — мулла Магомет-Хальфа, пользовавшийся между своими репутацией святого. Он жил в одной деревушке, и к нему стекались большие массы народа послушать его проповедей. Магомет-Хальфа был фанатик в полном смысле этого слова и, конечно, ненавидел «проклятых кяфиров» — русских, завладевших мусульманской страной. В своих проповедях он разжигал в массе туземцев самый крайний фанатизм и ненависть к русским. Продолжалось это, вероятно, много времени, но уездный начальник, заваленный всегда массой непосильной работы и не имевший достаточного числа приставов, которые могли бы следить за населением на месте, ничего не подозревал, так как Хальфа считался вполне мирным и благонамеренным человеком по аттестациям местного волостного управителя-мусульманина. Но вот однажды на рассвете, кажется, 24-го мая 1898 года огромная толпа туземцев под предводительством Хальфы ворвалась в лагерный барак местного батальона и, пользуясь сном солдат, зверски перерезала больше двадцати человек. Крики несчастных разбудили остальных солдат, которые, не растерявшись, схватили ружья и открыли огонь по убийцам. Толпа моментально, как бараны, бросилась бежать, и порядок был восстановлен. О намерении буйной толпы двинуться на Андижан один из уездных начальников случайно узнал накануне от своего переводчика и немедленно телеграфировал военному губернатору области генералу Повало-Швыйковскому. Последний собирался на какой-то вечер, когда пришла эта телеграмма. Он, не прочитав, сунул её в карман и забыл про неё, а прочитал, уже когда злодейское нападение состоялось. За такую непростительную небрежность Повало-Швыйковский был немедленно уволен от службы, но, к сожалению, пострадали ни в чем неповинные два уездных начальника, бесспорно самые выдающиеся в крае по своим блестящим способностям и безукоризненной репутации: это полковники Коишевский и Брянов. Их А. Н. Куропаткин отчислил обоих в запас. Впоследствии, когда следствие выяснило во всех деталях это ужасное дело, Коишевский и Брянов были восстановлены в должностях, но тем не менее оба они более года переносили несправедливое лишение.

    — Г. П. Фёдоров. Моя служба в Туркестане[2]

  3. Следствие об андижанских событиях по Высочайшему повелению было возложено на сырдарьинского военного губернатора генерала Королькова, и по выяснении всех обстоятельств дела все главные виновные с Хальфой во главе были казнены, а более ста человек сосланы на каторжный работы и на поселение. Кишлак (селение), в котором жил Хальфа, и где было главное ядро заговорщиков, приказано было разрушить, сравнять с землей, всех жителей, знавших о задуманном злодействе, выселить и всю полосу земли, по которой двигалась в Андижан толпа бунтовщиков, отчудить в пользу казны и отдать под устройство русского поселения. Кроме этого, на все население Ферганской области, которому также было известно о замыслах Хальфы свергнуть русское правительство, была наложена контрибуция, кажется, в триста тысяч рублей, и деньги эти большей частью пошли на устройство русского поселения, которое получило название «Русское Село»*.

    — Г. П. Фёдоров. «Моя служба в Туркестане»[2]

  4. В годы советской власти поселение переименовано в Ленинск, ныне это город Асака, Андижанской области Республики Узбекистан.

Примечания

  1. Т. Кененсариев: Россия 115 лет назад жестоко подавила Кыргызско-Андижанское восстание
  2. ↑ Моя служба в Туркестане

Литература

Ссылки

Андижанское восстание 2005, андижанское восстание 1898 года возглавил.

Файл:Traditional Ethiopian picture.jpg, Цзюцюань (космодром), Вакрешвара Пандит, Kulindadromeus.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24